I. Психологический настрой
– Дорогие, ребята! Пусть этот классный час принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
– Оглянитесь назад, поприветствуйте улыбкой наших гостей.
II. Постановка цели классного часа
– Посмотрите на экран. Расположите цифры с соответствующими им буквами в порядке возрастания. Какое слово получилось? (лесник)
– Послушайте стихотворение про профессию лесника:
Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем, как дома, все давным–давно знакомо
Взгляд лесничего остер: тут недавно был костер –
Под ветвями тлеет жар, не досмотришь, и – пожар.
Там, красавица – сосна. Почему она грустна?
Причинил ей много бед жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти. Короеда извести.
Дальше заяц грыз в яру молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут, скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше… долог путь! Должен всюду заглянуть,
Все обследовать. Лесник, он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.
– Чем занимаются лесники?
Лесники – важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком. Они хорошо знают всех обитателей леса. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время голода, весной в половодье, борются с браконьерами, берегут его от пожара
– А какая будет тема нашего классного часа? (Профессия – лесник)
– Какие цели поставим перед собой?
Основная часть
– Ребята, поднимите руку, кто хочет побывать в роли лесника.
– Замечательно, тогда нам нужно одеться. Посмотрите, какую одежду мы наденем в лес? (ботинки, шапка, костюм)
– Мы готовы к путешествию. Отправляемся в путь.
– Жил был лес. Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай... (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Как настоящие лесники скажите, каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Ну-ка, лесники каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось)
– Но однажды пришел в лес человек. Построил рядом с лесом дома, школы, дороги, фабрики, заводы. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки и лесные озера, тем самым загрязняя воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором.
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
– Посмотрите на лес. (на доску прикрепляется рисунок леса)
– Что с ним случилось? Почему в лесу никто не живет? (ответы детей)
– Сегодня мы, как настоящие лесники постараемся исправить ошибки человека.
– Ведь мир природы чудесен и таинственен. Чтобы вся эта красота была всегда, мы должны природу охранять и оберегать. Чтобы оберегать природу, надо ее любить, а чтобы любить надо ее знать. Но чтобы знать многое о природе надо учиться, т. е. знать "правила поведения в природе".
– Человек очень несправедлив порой к матушке- природе, часто обижает ее.
– А знаете ли вы, что:
– Вдумайтесь в эти цифры! Ребята, а можно ли сорить в лесу? (нет)
– Давайте исправим эту ошибку человека, возьмите белую карточку с изображением леса. Найдите весь мусор в нем и зачеркните красным карандашом. (Карточка)
– Какой мусор вы убрали из леса?
– Сформулируйте первое правило поведения в лесу? (Не сори!)
– Наш лес преображается. (на доску крепятся деревья)
– Вот и выросли в нем новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры. Давайте и мы с вами немного поиграем.
Игра "Экологический светофор"
Работа в паре. У каждой пары кружки цветов: зеленый, красный.
– К сожалению, не все люди знают как нужно себя вести в лесу. Для того, чтобы исправить эту ошибку человека я вам предлагаю поиграть в игру "Экологический светофор".
– У вас на столах лежат сигналы светофора они означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
– Красный свет - природе вред! зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
– Свет зеленый - как красиво! Скажет лес тебе "спасибо!" Зажигается тогда, когда мы для природы делаем добрые дела.
Ситуация
Миша собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы посовещавшись в паре "зажигайте" нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
– Молодцы ребята, вы знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе! Вот и появляются в нашем лесу кусты. (прикрепляются на доску кусты)
– Посмотрите в нашем лесу не хватает птиц и зверей.
– К сокращению числа животных ведет изменение в природе - лесные пожары, вырубка лесов, загрязнение рек. Изменяя среду обитания, пугая животных, люди лишают их возможности строить гнезда, воспроизводить потомство.
– Возьмите зеленую карточку с экологическими знаками. Обведите в кружок те, на которых изображены правила поведения в лесу. (Карточка)
– Какие экологические знаки вы выбрали?
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянке.
Итог урока
– Вот и подошла к концу наша работа лесника. Вначале классного часа мы поставили цель: узнать о профессии лесника.
– Скажите, трудно ли вам было быть лесником?
– Зачем нужна эта профессия? (чтобы беречь природу, помогать животным и растениям)
– Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
– Давайте посмотрим, как преобразился наш лес, но он будет еще краше, если в нем распустятся цветы. Возьмите цветы, лежащие у вас на парте.
– Раскрасть их в красный цвет, если у вас – радостное, восторженное настроение после классного часа. Или в синий цвет, если вам классный час не понравился, и у вас - грустное настроение. Прикрепите их на доску.