Форма: урок для 2-4 классов
Цель: овладение правилами безопасного поведения при возникновении пожароопасной ситуации в жилище.
Задачи:
Начнем наш урок с загадки
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь,
Обожжешься!
Я - Огонь!
- Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым познакомился человек. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был и остается великим помощником человека. О нем складывали легенды.
Но огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.
- На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим об одной из самых распространенных опасных ситуаций, связанные с огнем - это возгорания и пожары, а также защите человека в чрезвычайных ситуациях.
С кажите, ребята, а когда огонь бывает другом?
Когда бывает врагом?
В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились люди с ним в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный огонь” не мог перепрыгнуть реку, значит он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красный зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой.
Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой. С тех пор мы знаем, что такое огонь.
- Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.
Спички - лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
- Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?
- При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. А что такое пожар?
Пожар - неконтролируемый процесс горения, уничтожение материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей
- Скажите, а чем может быть опасен пожар?
- Какие опасные спутники сопровождают огонь? (дым и плохая видимость: высокая температура; паника и растерянность; обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком; обрушение конструкций)
- Какие причины пожаров вы знаете?
Причины возникновения пожаров:
- Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях.
В среднем в РФ ежедневно происходит 600 пожаров, погибает около 50 человек, получает травмы около 40 человек, уничтожается 190 строений, а материальный ущерб составляет десятки миллионов рублей.
Практически у каждого человека в первые минуты пожара есть шанс спасти свою жизнь. Однако, не все знают, как правильно действовать. Именно этому мы сейчас и будем учиться.
Что нужно делать, если в вашем доме что-то загорелось? Сейчас я вам буду зачитывать четверостишья, а вы отвечать.
1. Если ты огонь заметил,
То на месте не сиди.
Очень быстро собирайся
И из дома выходи.
- Что нужно сделать в первую очередь? (Покинуть горящее помещение)
2. Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01».
- Что нужно сделать? (Вызвать пожарных)
3. Если телефона нет,
То кричи погромче ты,
Чтоб услышали соседи.
Их на помощь позови.
- Что нужно сделать? (Позвать на помощь)
4. Как услышишь вой сирены,
На дорогу выбегай
И пожарных ты встречай.
- Что нужно сделать? (Встретить пожарных и показать им место пожара)
5. Если видишь, что огонь
Не такой уж и большой,
Ты попробуй сам его
Потушить быстрей всего.
- Что нужно сделать? (Если огонь не большой, попробовать справиться с ним самостоятельно)
- Кто нам поможет справиться с пожаром? (пожарные)
- Мы говорили о том, что необходимо вызвать пожарных. А как правильно это сделать? Сейчас мы попробуем правильно позвонить в пожарную охрану. Итак, кто хочет попробовать?
Как правильно вызвать пожарных:
- На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они бросаясь в огонь и дым спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.
- Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
- Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак, "Рассказ о неизвестном герое")
- О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.
- А чем можно потушить пожар?
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)
- Пожар не ждёт! К ящику бросок!
- Насыпь на очаг спасительный … (песок)
- Если есть огнетушитель – пенный, … (затуши ты непременно)
- Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.
Ожоги
1 степени - покраснение;
2 степени - появляются пузыри;
4 степени - самые тяжёлые.
- Мы с вами разобрали причины возникновения пожаров в жилище и порядок действий при пожаре. Давайте закрепим.
Я буду называть вопрос и варианты ответов на него, вам нужно выбрать правильный.
1. Придя из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашего дома идет дым. Что вы должны сделать в первую очередь:
а) взять у соседей ведро и потушить огонь;
б) стоять и смотреть на свой дом;
в) пойти к соседям и позвонить 01.
2. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
а) Залить телевизор водой
б) позвать кого-нибудь на помощь
в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных
г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону.
3. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
а) Первым делом! Зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) Пойду понюхаю, откуда пахнет
в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. И все это буду делать, не включая света
4. В доме пожар, который вы не можете потушить. Что делать?
а) спрятаться; б) закричать; в) вызвать пожарных.
5. По какому номеру нужно звонить в случае пожара?
а) 03; б) 01; в) 02.
- А сейчас игра-шутка. Я буду задавать вопросы, а вы вместе должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, завидев дым, говорит: «Пожар! Горим!».
Кто из вас шалит огнем утром, вечером и днем?
Кто от маленькой сестрички прячет дома спички?
Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет родную школу от огня?
Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол — еле сам живой ушел?
Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
Памятка
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. О чем мы с вами узнали?
- Ну, вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.