Классный час: Уральская зима

Цели:

1. Познакомить учащихся с народными приметами декабря, января, февраля.

2. Воспитать любовь и уважение к природе.

3. Расширить кругозор детей, развивать речь.

Оборудование:   доска,   грамзапись,   елка-плакат,   плакаты   с   надписями: январь, февраль, декабрь; плакаты нарисованные с лапами животных и птиц.

План:

I. Орг. момент.

II. Объяснение нового материала.

III. 1 станция «Зима».

2 станция «Декабрь».

3 станция «Январь».

4 станция «Февраль».

IV. Подведение итогов, конечная станция «Снежинка».

 

Ход урока

Здравствуйте ребята. Вы знаете со мной сегодня такое произошло. Иду я утром к вам, снег под ногами хрустит, деревья в белых шубах стоят, снежинки падают. И вдруг вижу?... передо мной сама красавица-зима. Красивая и гордая.

Говорит мне: «У меня к тебе просьба, передай 1 В моё письмо. Я хочу, чтобы они посетили мою страну, узнали немного больше обо мне, о моих 3 сыновьях - Декабре, Январе, Феврале. Я ведь не такая холодная, как многие думают. А мне нужно поверить!»

Пушисты ли сосен вершин,

Красив ли узор на дубах,

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах.

И я с радостью согласилась. Не только передать вам приглашение, но и сопровождать вас по стране Зимы. А путешествовать мы будем на волшебном поезде «Метель» (на доске иллюстрация паровоза).

- Внимание! Внимание! Пассажиры поезда «Метель», просим занять свои
места, сидеть смирно и спокойно.

 

Итак, приближаемся к нашей первой остановке «Зима».

Наступила Зима. Все ниже ходит солнце, все короче и темнее дни. В холода небо очищается от хмурой облачности, и морозные ночи светлеют от звезд. Крепко держится мороз. В лесах хозяйничают клесты, дятлы лакомятся еловыми семенами.

Что это за птица клест?

А дятел?

Это птицы, которые остаются у нас на зимовку. А клесты даже зимой высиживают яйца.

А как вы думаете, останавливается ли жизнь во время зимы? Как вы думаете, куда пропадают жучки, паучки, ящерицы.

Давайте представим себе, что мы на лесной поляне. (Звучит музыка) Она покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней пусто и тихо, не то, что летом. Кажется, зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется. Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нем уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук. А в норе, между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица.

На самом краю поляны, в канаве, под спавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их змеиный враг - ежик. Тихо и пусто на лесной полянке ...

А сейчас, давайте посмотрим на нашу картину.  (Любая картина с изображением зимнего пейзажа).

- Скажите, какое время года изображено на картине?

- Какими красками показана зима?

- Какое настроение несет картина?

Все внимательно посмотрим на картину и ответим на такие вопросы:

- Пришла (какая) зима? Снежная, колючая, морозная.

- Подул (какой) ветер? Северный, холодный.

- Кружатся в воздухе (какие) снежинки? Искристые, красивые.
 - У нас получился небольшой рассказ о зиме. А послушайте, что написал о ней башкирский поэт Шакир Биккулов.

(Сначала читаю сама, затем чтение цепочкой по образцу).
(Анализ содержания по вопросам).

- А какие зимние месяцы вы знаете? Загадки о декабре.       

                    

Следующая остановка «Декабрь - студень». Год кончает, зиму начинает». Так говорят о декабре, последнем месяце года и первом месяце зимы. С водой покончено, даже буйные реки скованы льдом. Зима и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет.

Сколько мертвых тел погребено под снегом. В свой срок выросли, расцвели, принесли плоды растения однолетки. Но растения оставили семена, насекомые отложили яички. В свой срок, солнце, как прекрасный царевич, поцелуем пробудит их к жизни, заново создаст из земли живые тела. Ведь не успела ещё зима войти в полную силу, а уж видится день рождения солнца - 23 декабря. Солнце вернется в мир, с солнцем возродится жизнь.

Приметы декабря.

- Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко примерзшая земля -то это к урожаю.

-   Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам - плохое будет лето.
Коли же останется промежуток - будет урожайное лето.

-   А может быть, кто-то из вас знает пословицы, поговорки, приметы о зиме?

-   Ну а кто не любит веселый праздник Новый Год? А давайте ещё раз нарядим елку.

 

Игра «Елка» (отгадывание загадок)

Без досок, без топора,

Через реку мост готов.                                                    

Мост как синее стекло.

(Лед)

 

Дали братьям теплый дом,              

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился.

(Варежка)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

(Вода)

-   Ну что, красивая наша ёлочка. А сколько развлечений  в декабре? И катаемся на лыжах, и на коньках, и на санках.

(Стихотворение «Горка» читает несколько человек)

 

Пожалуйста, осторожнее, приближаемся к станции «Январь».

Январь - году начало, зиме середина. Солнце на лето, зима на мороз. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, все кругом погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Од покрывалом снега они дают мощную силу жизни, силу расти и цвести. У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму.

-  Ребята, очень важно, то, что нашим меньшим братьям зимой очень трудно, им холодно и голодно, и мы должны помогать.

-  Кто скажет, что мы должны делать?

- Мы должны делать кормушки и развешивать на деревьях, не забывать накладывать хлеб, зерна. И тогда летом обязательно услышим мы пение птиц.

Приметы:

1.  В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай  будет
 хорошим.

2. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

3. Если январь холодный - июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до
осени.

Игра «Подскажи словечко».

1.     Ног от радости не чуя,

        С горки снежной вниз лечу я.

        Стал мне спорт родней и ближе,

        Кто помог мне в этом? ... (Лыжи)

2.    Мчусь как пуля я вперед,                                                                                      

       Лишь поскрипывает лед,                                                                             

       И мелькают огоньки

       Кто несет меня? ... (Коньки)

3.   Взял дубовых два бруска,

      Два железных полозка,

      На бруски набил я планки,

      Дайте снег! Готовы ... (Санки)

 

Приближаемся к четвертой остановке станции «Февраль».

Февраль - месяц лютый, спрашивает как обутый.

Февраль - холодный и сухой, август - жаркий.

У февраля два друга - метель и вьюга.

- Это самый снежный их всех зимних месяцев, но солнышко светит все дольше и дольше. Февраль - зимний месяц, месяц лютого холода, месяц волчьих свадеб, налетов волков.

Кончаются запасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. Ледяной ветер гуляет в лесу меж голых берез и осин, забивает, словно лапы снегом.

День ото дня становится светлее и светлее. Впереди весна. Но ещё зима, зима ...

(Физ. минутка)

Зайцы скачут скок - скок - скок,

Да на беленький снежок приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз согнуться, перегнуться, два нагнуться, перегнуться,

Три ладошки, три хлопка, головою три кивка.

Снег засыпал склоны, тропки ...

Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март

Поля  и лесные  поляны  сейчас  как  гладкие  чистые  страницы   какой-то

гигантской книги. И кто не пройдет- всяк распишется «Был здесь такой-то».

(Стихотворение «Следы на, снегу». На доске листы с изображением следов.)

- А может быть кто-то знает, какие следы оставляют животные.

Очень легко и просто запомнить почерк белки: она по снегу прыгает, как в чехарду играет. От передних лапок у неё следы маленькие - две точки отпечатаны рядом, от задних - след длинный, вытянутый как от крошечной ручки с тонкими пальцами.

У мышей почерк очень мелкий, но тоже очень простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и уж тогда бежит прямо туда, куда ей надо. Получаются на снегу длинные строчки - двоеточий: двоеточие от двоеточий на одном расстоянии.

Обратите внимание, приближаемся к конечной станции. А как она называется, мы узнаем, отгадав кроссворд.

 

 

С

Н

Е

Г

 

 

И

Н

Е

Й

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Л

Ы

Ж

И

 

 

З

И

М

А

 

 

К

О

Н

Ь

К

И

 

Ё

Л

К

А

 

 

З

А

Я

Ц

 

 

1. Он слетает белой стаей

     И сверкает на лету.

     Он звездой прохладной,   

     Тает на ладони и во рту.

                                 (Снег) 

2. И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет

(Иней) 

3.   Снег мешками валит с неба,

      С дом стоят сугробы снега.

      То бураны, то метели,

      На деревню налетели.

      По ночам мороз силен,

      Днем капели слышен звон.

                                 (Февраль) 

4.    Ног от радости не чуя,

  С горки снежной вниз лечу я.  

  Стал мне спорт родней и ближе.

  Кто помог мне в этом? (Лыжи) 

5. Захоронила дорожки,            

Разукрасила окошки. Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима) 

6.    Есть ребятки у меня. Два серебряных коня. Сяду сразу на обоих, Что за кони у меня? (Коньки)

7.   Я прихожу с подарками. Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На новый год я главная. (Елка) 

8.   Маленький беленький по лесочку прыг-скок,

По снежочку тык-тык (Заяц)

- Молодцы, ребята! Итак, наше путешествие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Ну что ребята убедились, что зима не такая холодная. Много веселого и радостного приносит нам зима!

А зима приготовила нам подарки. Она дарит всем, кто активно участвовал - своих снежинок.

Д./з: нарисовать рисунок на тему «Зима».

 

Скачать

Метки к статье: классный час