Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах самооценки учащихся и влиянии оценки на нее.
Задачи:
1. Вступительная часть
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада, что вы заинтересованы в жизни наших детей, и нашли немного свободного времени, чтобы прийти.
- Наше собрание будет проходить в необычной форме, на протяжение всей встречи вы будете работать в группах.
- На прошлом уроке математики учащиеся выполнили математический диктант "Да/нет". На следующий урок дети увидели свои работы. Я предложила им самим оценить свою работу на ту отметку, которую они, по их мнению, заслужили. Выбранные отметки сравнивались с отметками учителя, выставленными по нормативам.
- На основе проведенного эксперимента, получились следующие результаты: у 30% учащихся заниженная самооценка, у 45% - адекватная и у 25% завышенная. Так же был проведен тест по самооценке учащихся, на слайде представлены его результаты.
- Как вы думаете, какая проблема показана в ходе эксперимента? (Проблема самооценки детей)
- Лишь у 40% учащихся адекватная самооценка, это меньше половины класса. Меня как педагога настораживает эта проблема. А вы встревожены этой ситуацией? Выскажите свое мнение, пожалуйста. Тема нашей встречи будет "Оценка и самооценка младшего школьника".
- У каждой группы лежат листы бумаги и ручки. Давайте попробуем определить цель нашей встречи, запишите ее на лисах. Запишите вопросы, которые вас интересуют. (Обсуждение)
- Эти вопросы станут задачами нашей встречи.
- Поделитесь, пожалуйста, вашими идеями. (Высказывают идеи)
- Я с вами согласна, я обобщила все ваши варианты и определила единую цель: поиск путей и способов формирования адекватной самооценки младших школьников.
2. Основная часть
- Уважаемые родители, как вы думаете, что такое самооценка ребенка?
- Селевко Герман Константинович – кандидат педагогических наук, определяет самооценку, как оценку личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Самооценку можно представить формулой:
- Предлагаю сначала определить признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. На втором листе попрошу вас написать несколько признаков каждого вида самооценки, а потом мы совместно это обсудим. (написали, высказали свои мнения)
- На слайде я представила основные признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. (Обобщение) (На доске портреты детей, листы с признаками родителей приклеиваются под портретом)
Психологический портрет ребенка с заниженной самооценкой:
Если самооценка завышена, то человек:
Если самооценка адекватна, то человек:
- Обратите внимание на доску, пожалуйста. Изображен неполный кластер, в конце нашей встречи он будет заполнен. В середине находится проблема "Самооценка", наверху будут причины, а внизу будут тупи и способы формирования адекватной самооценки.
- Существует интересный прием "Идейная карусель", предлагаю использовать его, чтобы определить основные причины возникновения заниженной или завышенной самооценки. Смысл этого приема заключается в том, что каждая группа родителей на листе должна написать причины. Время ограничено, дается 3 минуты. После моего сигнала вы обмениваетесь своими записями и снова за 3 минуты дописываете причины, исправлять чужие причины нельзя. Давайте приступим.
- Отлично. Давайте обсудим, что у вас получилось. (Приклеивание на доску и диалог между родителями)
- А пути и способы формирования адекватной самооценки, я предлагаю найти с помощью метода "Case-study". Суть этого метода заключается в том, что каждая группа родителей получит файл с документами по данной теме, при помощи которых вы сможете найти пути решения проблемы, которую мы разбираем на протяжении всего собрания.
- Все пути и способы попрошу вас записать на отдельный лист. (Раздаются документы, в группах идет обсуждение)
- Давайте обсудим. (Обсуждение, вывешивание на доску)
- После поступления ребенка в школу в его жизни открывается новый этап взросления, а значит, продолжает формироваться его самооценка уже в коллективе сверстников и учителей. И часто родители начинают задаваться вопросом, о том, как же влияет школьная отметка на развитие и формирование самооценки ребенка.
Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки. В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе.
Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.
3. Заключительная часть
- Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Я надеюсь, что некоторые родители задумались, помогут детям сформировать правильную самооценку и правильно реагировать на оценку своих результатов и отметки по предметам.
- Я для вас приготовила буклет с рекомендациями по формированию адекватной самооценки младшего школьника.
- Предлагаю подвести итоги встречи с помощью приема "Мишень". У каждого из вас есть стикеры, предлагаю вам прикрепить стикер к одному из кругов мишени. 1 круг – встреча была полезной, 2 круг – встреча была полезной, но все это уже известно, 3 круг – встреча не была полезной.
- Большое спасибо, что пришли на встречу, я вас была очень рада видеть, мне было приятно с вами работать. Если у кого-то есть вопросы, можете остаться на индивидуальную беседу.