Конспект родительского собрания "Оценка и самооценка" с презентацией

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах самооценки учащихся и влиянии оценки на нее.

Задачи:

  • Формировать у родителей знания о понятии "самооценка", о видах и признаках адекватной, заниженной и завышенной самооценки.
  • Определить основные причины возникновения завышенной и заниженной самооценки через проведение метода "Идейная карусель".
  • Определить пути и способы формирования у младших школьников адекватной самооценки через проведение метода "Case-study".

Ход собрания

1. Вступительная часть

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада, что вы заинтересованы в жизни наших детей, и нашли немного свободного времени, чтобы прийти.
- Наше собрание будет проходить в необычной форме, на протяжение всей встречи вы будете работать в группах.
- На прошлом уроке математики учащиеся выполнили математический диктант "Да/нет". На следующий урок дети увидели свои работы. Я предложила им самим оценить свою работу на ту отметку, которую они, по их мнению, заслужили. Выбранные отметки сравнивались с отметками учителя, выставленными по нормативам.

- На основе проведенного эксперимента, получились следующие результаты: у 30% учащихся заниженная самооценка, у 45% - адекватная и у 25% завышенная. Так же был проведен тест по самооценке учащихся, на слайде представлены его результаты.

Результаты теста по самооценкеРезультаты теста по самооценке

- Как вы думаете, какая проблема показана в ходе эксперимента? (Проблема самооценки детей)

- Лишь у 40% учащихся адекватная самооценка, это меньше половины класса. Меня как педагога настораживает эта проблема. А вы встревожены этой ситуацией? Выскажите свое мнение, пожалуйста. Тема нашей встречи будет "Оценка и самооценка младшего школьника".
- У каждой группы лежат листы бумаги и ручки. Давайте попробуем определить цель нашей встречи, запишите ее на лисах. Запишите вопросы, которые вас интересуют. (Обсуждение)

- Эти вопросы станут задачами нашей встречи.

  • Что такое самооценка?
  • Какие бывают виды самооценок?
  • Причины возникновения заниженной или завышенной самооценки.
  • Пути и способы формирования адекватной самооценки.

- Поделитесь, пожалуйста, вашими идеями. (Высказывают идеи)
- Я с вами согласна, я обобщила все ваши варианты и определила единую цель: поиск путей и способов формирования адекватной самооценки младших школьников.

2. Основная часть

- Уважаемые родители, как вы думаете, что такое самооценка ребенка?
- Селевко Герман Константинович – кандидат педагогических наук, определяет самооценку, как оценку личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Самооценку можно представить формулой:

Формула самооценки

- Предлагаю сначала определить признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. На втором листе попрошу вас написать несколько признаков каждого вида самооценки, а потом мы совместно это обсудим. (написали, высказали свои мнения)
- На слайде я представила основные признаки заниженной, адекватной и завышенной самооценки. (Обобщение) (На доске портреты детей, листы с признаками родителей приклеиваются под портретом)

Психологический портрет ребенка с заниженной самооценкой:

  • Склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
  • Хуже приспосабливается к условиям жизни;
  • Трудно сходится со сверстниками;
  • Учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
  • Неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
  • Слишком критичен к себе;
  • Имеет повышенный уровень тревожности.

Если самооценка завышена, то человек:

  • Слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
  • Не проявляет критичности и требовательности к себе;
  • Ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
  • Теряет внутренний стимул для развития личности.

Если самооценка адекватна, то человек:

  • Делает ошибки и учится на них;
  • Принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он не совершенен;
  • Исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
  • Пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
  • С уважением относится к другим;
  • Заботится о своем физическом здоровье.

- Обратите внимание на доску, пожалуйста. Изображен неполный кластер, в конце нашей встречи он будет заполнен. В середине находится проблема "Самооценка", наверху будут причины, а внизу будут тупи и способы формирования адекватной самооценки.

- Существует интересный прием "Идейная карусель", предлагаю использовать его, чтобы определить основные причины возникновения заниженной или завышенной самооценки. Смысл этого приема заключается в том, что каждая группа родителей на листе должна написать причины. Время ограничено, дается 3 минуты. После моего сигнала вы обмениваетесь своими записями и снова за 3 минуты дописываете причины, исправлять чужие причины нельзя. Давайте приступим.

- Отлично. Давайте обсудим, что у вас получилось. (Приклеивание на доску и диалог между родителями)
- А пути и способы формирования адекватной самооценки, я предлагаю найти с помощью метода "Case-study". Суть этого метода заключается в том, что каждая группа родителей получит файл с документами по данной теме, при помощи которых вы сможете найти пути решения проблемы, которую мы разбираем на протяжении всего собрания.

- Все пути и способы попрошу вас записать на отдельный лист. (Раздаются документы, в группах идет обсуждение)
- Давайте обсудим. (Обсуждение, вывешивание на доску)
- После поступления ребенка в школу в его жизни открывается новый этап взросления, а значит, продолжает формироваться его самооценка уже в коллективе сверстников и учителей. И часто родители начинают задаваться вопросом, о том, как же влияет школьная отметка на развитие и формирование самооценки ребенка.

Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки. В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе.

Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

3. Заключительная часть

- Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Я надеюсь, что некоторые родители задумались, помогут детям сформировать правильную самооценку и правильно реагировать на оценку своих результатов и отметки по предметам.
- Я для вас приготовила буклет с рекомендациями по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

- Предлагаю подвести итоги встречи с помощью приема "Мишень". У каждого из вас есть стикеры, предлагаю вам прикрепить стикер к одному из кругов мишени. 1 круг – встреча была полезной, 2 круг – встреча была полезной, но все это уже известно, 3 круг – встреча не была полезной.

- Большое спасибо, что пришли на встречу, я вас была очень рада видеть, мне было приятно с вами работать. Если у кого-то есть вопросы, можете остаться на индивидуальную беседу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: родительское собрание