Пожалуй, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своего маленького ребенка трудиться и испытывать радость труда. Сегодня мы поговорим о том, какие приемы воспитательного воздействия, способы обращения, способствующие укреплению у детей привычки и интереса к труду.
Привычку к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Ребенку свойственно подражать действиям взрослых. Наблюдая за ними, он стремится делать то же самое. Используя эту особенность ребенка, родители могут приохотить его к труду.
Начинать приобщение к труду надо с воспитания навыков самообслуживания. Необходимо изо дня в день терпеливо учить малыша самостоятельно одеваться, убирать на место игрушки - до тех пор, пока он это твердо не усвоит. Все это стоит делать в доступной для ребенка игровой форме. Но в то же время главное условие в трудовом воспитании – серьезность задания, которое ставится перед ребенком. Все должно быть по- настоящему.
Наверное, каждый из нас был свидетелем такой сцены.
Отец сажает на участке яблони. Сын стоит рядом с маленькой лопаткой в руках, он тоже хочет копать яму для яблони.
- Не мешай! Займись чем-нибудь, - говорит отец.
- А чем папа?
- Ну, копай тоже. Копай рядом такую же ямку…
Вскоре отец, увлеченный работой, забывает про то, что поручил сыну, тем более, что тот ему больше не мешает.
Но сын через некоторое время снова напоминает о себе:
- Я выкопал, папа.
- Выкопал… - машинально повторяет отец. – Хорошо.… Ну, а теперь закопай?!
В этом случае отцу нужно было поручить сыну копать настоящую яму для яблони и обязательно ее использовать, чтобы ребенок видел результат своего труда.
Дети хотят работать, им интересно вместе со взрослыми убирать квартиру, готовить еду, мыть посуду. И это желание необходимо использовать с раннего возраста.
Очень важно вовремя поощрить, похвалить ребенка за выполненную работу: маленькая девочка тащит огромный стул к раковине, чтобы забраться на него и помочь маме: елозит своей губкой по грязным тарелкам, бултыхает чашки в мыльной воде. Для нее счастье мыть посуду вместе с мамой или вместо мамы. Даже, если она сделала не очень хорошо, нужно положительно оценить ее старания, похвалить за проявленную инициативу. И ужу потом (е не тут же, сразу) осторожно подвести сына или дочь к мысли, что работа выполнена не совсем удачно, подсказать и сказать, как надо было сделать. Вовремя сказанное «спасибо», «молодец» окрыляет, вызывает желание сделать лучше и больше.
Тем самым, приобщая детей к повседневной домашней работе, мы воспитываем в них привычку к труду.
Однако, не следует занижать требования к качеству конечного продукта (Трудиться, занят чем-то, уже молодец! Неважно, что все получилось вкривь и вкось. Подумаешь, подрастет – научится.)
Самый быстрый путь к тому, чтобы сын или дочь возненавидели труд, - принуждать их трудиться. Вспомните, сколько раз вы приходили в ярость, видя ничего не делающего сына, лежащего на диване или развалившегося в кресле. У взрослых твердое убеждение: они не имеют права ничего не делать, немедленно, любыми средствами надо заставить их работать. И очень часто взрослые именно так общаются с детьми в семье!
- Принеси тряпку!
- Вынеси мусор!
Взрослые ничего плохого в этом не видят, наоборот, когда ребенок вдруг спрашивает: «А почему именно я должен таскать мусор?» следует «справедливая выволочка»:
- Мать целые день на работе, с ног валится, отец мотается, как угорелый, а этот бездельник не может мусор вынести!
Всего этого можно было бы избежать, если бы в семье господствовало уважение к личности ребенка.
Большое внимание родители должны уделять возрастным и индивидуальным потребностям в творчестве (родители никогда не предлагают: «Сделай то, что хочешь», «Попробуй пофантазировать» и т.п.).
Большая роль в воспитании трудолюбия отводится правильному распределению поручений. Можно детям определить некую роль, к примеру «почтальона» (проверять почтовый ящик), «садовода» (уход за комнатными растениями), «завхоза» (поручить ему каждый день покупать хлеб). Полезно для начала устраивать, хоть изредка, так называемые «дни испытаний» - предложить своей дочери накормить вас ужином, пользуясь доступными ей средствами и продуктами питания.
Обязательно следует привлекать детей к участию в генеральной уборке квартиры. Можно объявить «день большой уборки», продумав при этом задания для каждого члена семьи с учетом его умений, интересов, возможностей.
В процессе приобщения к труду детей родители должны учитывать следующее:
- никогда не освобождать детей от постоянных трудовых поручений в семье;
- нельзя наказывать трудом (получил двойку – будешь мыть полы);
- должна быть четкая система требований к исполнению конкретной работы;
- оценивать не только количество, но и качество сделанной работы с учетом вложенных усилий и мотивов, побудивших к активности;
- учить ребенка поэтапно и заключительно контролировать процесс и результат своей работы;
- не опекать ребенка, не стремиться всячески предотвращать столкновение его с трудностью;
- удовлетворять возрастные и индивидуальные потребности ребенка.