Если своевременно создать необходимые и достаточные условия для развития незрячего ребенка, то его слепота может быть сведена до простого физического дефекта. Ведь человечество со времен Гомера знает много имен слепых, достигших больших жизненных успехов и всеобщего признания.
Надежной основой и прочной опорой незрячего ребенка является семья, близкие и родные люди. Они то и должны помочь в подготовке и переходе в новое коррекционное пространство школу-интернат, где ребенок будет жить, развиваться, учиться, получит первый социальный опыт.
Фундаментом хорошей деятельности мозга в будущем является правильное развитие у ребенка двигательных функций. Поэтому до школы ребенок должен хорошо освоить индивидуальный гимнастический комплекс (комнатный), уметь подтягиваться, отжиматься, бегать, прыгать, лазать по лестнице и канату, качаться на качелях, делать упражнения на кольцах, перекладине.
Костно-мышечный аппарат должен быть укреплен посредством массажа, лечебной физкультуры, плавания, закаливания и т.д.
Необходимо научить незрячего ребенка уверенно стоять и ходить. Незрячий не может подражать, его необходимо учить удерживать равновесие, когда он стоит на двух ногах, учить, правильно, переставлять ноги, держать осанку, голову использовать руки для опоры, приседать.
Если его не учить этому, он будет неустойчиво стоять, ходить мелкими шажками, переступать, т.е. ходить приставным шагом, не будет уметь переносить вес тела с пятки на носок.
Необходимо тренировать вестибулярный аппарат (на качелях не просто качаться, а с закручиванием вокруг вертикальной оси). Важно научить ребенка правильно падать – сгруппировавшись; ребенок сам должен научиться, при падении, принимать наиболее безопасную позу.
Также необходимо для незрячего ребенка приучиться к столкновению с предметами, не делая трагедии, а научить его с юмором это воспринимать; научить контролировать пространство.
Для незрячего ребенка опасным предметом в помещении являются двери. Поэтому необходимо тщательно изучить вместе с ребенком проемы, закрывание и открывание дверей, пороги.
Могут быть опасными и лестницы. Учение хождению по ним незрячего так же требует помощи со стороны взрослого. Если не компенсировать недостаток физической активности, то у незрячего ребенка уже в очень раннем возрасте наблюдается навязчивые движения – т.е. замещающая деятельность, а далее она закрепляется и приобретает различные формы: давление пальцами на глаза, раскачивание корпусом, верчение головой, подпрыгивание и т.д. Они переходят во вредную привычку, бороться с которой в школьном возрасте бывает поздно и нелегко.
Помогайте незрячему ребенку осваивать: комнаты квартиры, двор, учите улавливать различать запахи, звуки, вибрацию предметов; приучайте к громким шумам работающей бытовой техники, других приборов; учите различать шумы и звуки улицы: шаги пешеходов, шорохи движущегося транспорта, различные звуковые сигналы и т.д.
Совершайте пешие прогулки за руку и с белой тростью. Учите ходить по лестницам; наклонным поверхностям, спускам; учите преодолению на пути мелких препятствий: бордюров, канавок, ямок, кочек и т.д. Все действия обязательно сопровождайте комментированием. Ходите в лес, парк.
Показывайте и рассказывайте, как растут деревья, кустарники, цветы, грибы, трава. Обращайте внимание ребенка на звуки и запахи леса, парка. Научите играть с песком, глиной, снегом.
Зимой освойте с ребенком катание с горки, предварительно изучив все ее особенности.
Хорошей коррекционной средой для незрячего ребенка является сельское подворье или дачный домик. Обязательно посадите вместе луковицу, картофелину, редис, подсолнух. Проследите за ростом растений, научите ухаживать (рыхлить почву, полоть, поливать), соберите и отведайте урожай. Изучите голоса домашних животных (пусть ребенок подражает им). Дайте возможность ощупать щенка, цыпленка, рыбу, обратите внимание на отличительные особенности. Научите не бояться птиц, насекомых.
Мальчики вырастут мужчинами, поэтому для них важно вместе с папой разобрать и изучить ящик с инструментами, забить гвоздик, завинтить гайку, закрутить шуруп, распилить досточку и т.д.
Девочки должны вырасти хозяйками. Научите их стирать мелкое белье, утюжить простые вещи, сервировать стол, плести косы, Ухаживать за комнатными растениями, что-то лепить из теста, делать из нарезанных продуктов бутерброды т.д.
Незрячему ребенку очень полезно иметь в семье ряд посильных обязанностей видоизменяющиеся разовые просьбы и поручения. Незрячему ребенку необходимо все тоже, что и здоровому, только требуется больше внимания, специфической помощи, времени и терпения. Его также необходимо водить в театр, кино, цирк, зоопарк, на стадион, в гости, ездить с ним во всех видах общественного транспорта.
С раннего возраста важно создавать условия для активной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми (предварительно познакомив с особенностями своего малыша).
Поступательный процесс развития ребенка, становление его «Я» требует, чтобы он приобретал все новые и новые навыки, учился взаимодействовать и обучаться с другими людьми, освоил правила поведения.
От незрячего ребенка не надо скрывать его проблем, ни акцентировать на них внимание. К пяти годам уже вполне с ним можно обсудить его состояние, научить просить помощи окружающих (когда это действительно необходимо) и благодарить за любую помощь, услугу, содействие.
С раннего детства приучайте своего незрячего ребенка к самостоятельности, к активному познанию всего окружающего, побуждайте в нем любопытство и интерес ко всему новому, неизвестному, учите преодолению трудностей, поиску выхода из сложных ситуаций. Будьте ему не только любящими родителями – опорой и защитой, - но и мудрыми советчиками, требовательными наставниками. А главное – добрыми и веселыми друзьями.