В реалиях педагогической жизни, когда с каждым годом становится сложнее мотивировать школьников, учителям приходится искать новые методы и способы передачи материала.
Практика показывает, что именно мультимедийные средства успешнее всего справляются с данной задачей.
Музыка – неотъемлемая часть жизни современного человека, а ее роль в развитии аудиальных навыков детей сложно переоценить. Проведено немало исследований, предметом которых является изучение влияния музыки на мозговую деятельность человека.
Музыка, в частности песни – широко используются в образовательных целях. А для изучения иностранных языков – это особенно актуально. Песни помогают в развитии аудитивных, произносительных, а также грамматических навыков. К тому же, они способствуют активному пополнению словарного запаса и более детальному знакомству учащихся с элементами культуры страны изучаемого языка.
Все аспекты изучения английского языка должны быть учтены, так как проработка каждого из них ведет к повышению уровня в целом. По каждому из этих разделов важно грамотно подбирать определенный репертуар песен.
В первую очередь, говоря об использовании песен, мы подразумеваем развитие навыка детального аудирования за счет заполнения пропусков внутри текстов песен. То есть, внимание учащихся обращено на то, чтобы услышать конкретное слово или фразу, а где-то и воспользоваться языковой интуицией.
При более детальном прослушивании ученики фокусируются на выявлении нужной информации, стараются услышать конкретное слово. Это необходимый навык особенно для учеников, которые готовятся к сдаче ОГЭ. Например, в части аудирования задания 6-11 направлены на то, чтобы услышать пропущенное слово и записать его.
Задание звучит так: "Вы помогаете своему другу, юному радиожурналисту, проанализировать подготовленное им для передачи интервью. Прослушайте аудиозапись интервью и занесите данные в таблицу. Вы можете вписать не более одного слова (без артиклей) из прозвучавшего текста. Числа необходимо записывать буквами. Вы услышите запись дважды".
Второй аспект иностранного языка, который затрагивают песни – это лексика и грамматика. Напевая и повторяя несколько раз лексико-грамматические конструкции, используемые в песнях, учащиеся запоминают эти фразы непринужденно. Многие песни служат большим грамматическим кладезем, так, что школьники могут отработать те или иные грамматические единицы.
Например, в песнях музыкальной группы Imagine Dragons можно встретить большое количество условных предложений всех типов ("If the world would only know what you've been holding back Heart attacks every night…" II; "If you ever want to join me baby I'll be dancing in the dark"I; "If I could take it all back"II; "When the siren sounds, You'll remember me"I)
По песне Lenka "Everything at once" будет занимательно повторить и закрепить как лексику (тема "Animals"), так и грамматику (конструкция сравнения as…as… ("As sly as a fox, as strong as an ox, As fast as a hare, as brave as a bear…")
Любая песня - это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом.
На начальном этапе английская монологическая и диалогическая речь учащихся очень проста. Учащиеся заучивают целые фразы. Несомненно, использование аутентичного речевого образца, в форме песен и музыки, имеет большое преимущество. При помощи песни речевые образцы легко вводятся, быстро запоминаются.
А пение хором может помочь учащимся преодолеть психологический барьер. В песенном материале часто встречаются готовые фразы и отдельные лексические единицы, которые часто используются и в повседневной разговорной речи.
Путем заучивания слов и готовых фраз происходит расширение объема памяти. Чтобы добиться лучшего эффекта, после прослушивания песни, следует прочитать ее текст вслух, как если бы вы читали книгу. Это поможет школьникам научиться правильному произношению и в дальнейшем успешно использовать выученные слова в разговорной речи.
Важно помнить, что музыка является дополнительным ресурсом для изучения языка. Выше перечисленные примеры дают нам полное основание и понимание, что аудирование по песням позволяет увеличить словарный запас, совершенствуются навыки говорения посредством повторений конструкций из песен, улучшается понимание англоязычной речи.
Грамотный подбор песен, включение этой деятельности в урок позволит одновременно поддержать интерес детей к изучению языка и развить навыки по всем разделам английского языка.