Статья "Формирование валеологической культуры у детей с нарушением зрения"

Исследования последних лет свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения. По некоторым данным, лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-45% - хронические заболевания.

Еще более серьезное положение со здоровьем существует у детей с нарушением зрения.

Так, анализ состояния здоровья дошкольников с косоглазием и амблиопией, показывает, что по данным обследования врачей-ортопедов, неправильная осанка встречается в 67% случаев, плоскостопие обнаружено у 35% детей. Общее неблагополучие наблюдается у детей с косоглазием и амблиопией в психоневрологическом статусе.

В 22-25% случаев имеются нарушения сердечно-сосудистой деятельности. Это проявляется либо в повышенной возбудимости, либо в общей вялости ребенка, быстрой утомляемости. Малой двигательной активности, общей атонии. В 65% случаев наблюдаются отклонения в функционировании пищеварительной системы.

С другой стороны, исследования о сформированности представлений дошкольников о себе, о своих органах чувств показали, чтодети с косоглазием и амблиопией в большинстве случаев имели представление о функциональном назначении органов чувств (78%), указывали на болезненное состояние и неполноценное функционирование зрения (53,3%), редко характеризовали внешние признаки (23.3%) и строение органов чувств (14,7%) , однако почти не говорили об уходе за ними и способах оздоровления и поддержания своего организма.

Одной из причин сложившегося положения является то, что проводимые взрослыми физкультурные и гигиенические занятия направлены преимущественно на формирование у детей нормативных знаний и навыков и, как правило, не побуждают их к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья.

Между тем такие ученые, как Н.М. Амосов, В. Леви утверждают, что в решении проблемы сохранения здоровья человеком в рамках валеологии детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования культуры здоровья или валеологической культуры.

Включающей в себя такие компоненты, как осознанное отношение к своему здоровью, знания о здоровье и здоровом образе жизни, а также умение сохранять здоровье и осуществлять элементарную помощь и самопомощь. Ученые отмечают, что сохранение и повышение резервов здоровья зависит от отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей.

Данное отношениеформируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в "обучении здоровью с самого раннего детства". Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования валеологической культуры ребенка, особенно дошкольника с нарушением зрения.

Проведенный анализ литературных данных и опыта работы специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения показал следующее:

  • у детей данной категории существуют трудности формирования знаний и представлений о состоянии своего здоровья и зрения;
  • в практике специальных образовательных учреждений преимущественно организовано внешнее управление формированием у детей способностей по охране своего здоровья и зрения в виде проведения взрослыми занятий по физкультуре, ЛФК, ритмике, лечению в кабинетах и т.д.;
  • во время проведения данных мероприятий не акцентируется внимание ребенка с нарушением зрения на понимание и осознание им особенностей своего зрения и здоровья и способах их охраны;
  • в отечественной тифлопедагогике недостаточно разработано содержание коррекционной работы по формированию у детей с нарушением зрения осознанного отношения, как к своему здоровью, так и к его охране.

Таким образом, проблема формирования валеологической культуры у детей с нарушением зрения на основе самопознания является актуальной и практически значимой и требует своей разработки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом