Исследования последних лет свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения. По некоторым данным, лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-45% - хронические заболевания.
Еще более серьезное положение со здоровьем существует у детей с нарушением зрения.
Так, анализ состояния здоровья дошкольников с косоглазием и амблиопией, показывает, что по данным обследования врачей-ортопедов, неправильная осанка встречается в 67% случаев, плоскостопие обнаружено у 35% детей. Общее неблагополучие наблюдается у детей с косоглазием и амблиопией в психоневрологическом статусе.
В 22-25% случаев имеются нарушения сердечно-сосудистой деятельности. Это проявляется либо в повышенной возбудимости, либо в общей вялости ребенка, быстрой утомляемости. Малой двигательной активности, общей атонии. В 65% случаев наблюдаются отклонения в функционировании пищеварительной системы.
С другой стороны, исследования о сформированности представлений дошкольников о себе, о своих органах чувств показали, чтодети с косоглазием и амблиопией в большинстве случаев имели представление о функциональном назначении органов чувств (78%), указывали на болезненное состояние и неполноценное функционирование зрения (53,3%), редко характеризовали внешние признаки (23.3%) и строение органов чувств (14,7%) , однако почти не говорили об уходе за ними и способах оздоровления и поддержания своего организма.
Одной из причин сложившегося положения является то, что проводимые взрослыми физкультурные и гигиенические занятия направлены преимущественно на формирование у детей нормативных знаний и навыков и, как правило, не побуждают их к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья.
Между тем такие ученые, как Н.М. Амосов, В. Леви утверждают, что в решении проблемы сохранения здоровья человеком в рамках валеологии детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования культуры здоровья или валеологической культуры.
Включающей в себя такие компоненты, как осознанное отношение к своему здоровью, знания о здоровье и здоровом образе жизни, а также умение сохранять здоровье и осуществлять элементарную помощь и самопомощь. Ученые отмечают, что сохранение и повышение резервов здоровья зависит от отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей.
Данное отношениеформируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в "обучении здоровью с самого раннего детства". Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования валеологической культуры ребенка, особенно дошкольника с нарушением зрения.
Проведенный анализ литературных данных и опыта работы специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения показал следующее:
Таким образом, проблема формирования валеологической культуры у детей с нарушением зрения на основе самопознания является актуальной и практически значимой и требует своей разработки.