Проведение промежуточной аттестации обучающихся на уроках изобразительного искусства

В настоящее время, когда оценке качества образования уделяется серьезное внимание, на смену обычным школьным экзаменам пришли ЕГЭ и ОГЭ, обычным годовым контрольным – ВПР. Детям предлагается широкий спектр образовательных платформ, где можно, а иногда и нужно пройти кучу заданий.

Но это не всегда положительно сказывается на учебном процессе. В таких условиях учителю необходимо предугадать, пересотворить свой урок таким образом, чтобы программа была пройдена, а материал усвоен.

Дисциплина изобразительное искусство занимает в базисном плане школы достаточно скромное место. Однако многие школы столкнулись с тем, что необходимо проводить промежуточную аттестацию и по изобразительному искусству. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения выбирается форма проведения промежуточной аттестации.

Образовательное учреждение выбирает на каждой ступени определенные учебные дисциплины для проведения мониторинга. Проведение промежуточной аттестации основывается на Федеральном законе об образовании, а также на Федеральных государственных стандартах второго поколения.

Форма и содержание промежуточной аттестации предмета изобразительное искусство регламентируется целями и содержательными разделами Основной образовательной программы Общего образования. В соответствии с рабочей программой по предмету, а именно содержанием раздела «Планируемые результаты изучения предмета», формируются материалы промежуточной аттестации (КИМ).

Поскольку предмет изобразительное искусство имеет специфику творческого задания, то встает проблема: как показать полноту освоения теоретического материала и творческо-практической деятельности, общекультурных знаний.

Таким образом в содержание промежуточной аттестации должны входить творческое задание, задание на определения терминов изобразительной грамоты и задания на соответствие изображения и его названия. Общекультурные знания в свою очередь будут делиться на искусствоведческие - это знания о видах и жанрах изоискусства, их история развития, знания о творчестве художников их сообществах и отдельных мировых шедеврах.

Культурологические знания - знание о культуре русского народа, древних цивилизаций, разных стран. Особое внимание уделяется изучению творчества народных мастеров и художников России

Кроме знаний мы формируем у детей навыки изобразительной деятельности. Поэтому составляя задания для промежуточной аттестации надо понимать, что самым продуктивным видом КИМ по изобразительному искусству является комплексная работа.

Хотелось бы рассмотреть формы, в которых наиболее удобно проводить аттестацию.

Тестовые задания наиболее удобная форма на уроках изобразительного искусства. Но выбор одного из предложенных ответов лишает ребенка рассуждать, такая форма не может выявить правильно ли ребенок ответил или отметил ответ наугад.

Одним из интереснейших заданий, которые могут проверить не только знания, но способность классифицировать, сравнивать обобщать информацию, являются логические ряды. Задание представляет собой ряд слов, логически связанных между собой, обучающемуся необходимо убрать лишнее слово, приведя аргумент.

Можно эти же слова классифицируя разбить по группам, определив ее название. На уроках изобразительного искусства дети часто путают виды и жанры изобразительного искусства, а такие задания помогают эти знания классифицировать.

На уроках изобразительного искусства много информации подается через визуализацию объекта. Это картины, предметы декоративно-прикладного искусства, изображения архитектурного наследия.

Когда зрительно ребенок воспринимает произведение искусства, он должен научиться видеть красоту, любоваться ею и, что не мало важно, уметь правильно высказывать свое мнение об объекте. Такая форма работы поможет сформировать некоторый багаж знаний об авторе, названии и жанровой принадлежности произведения. Для проверки знаний можно использовать задания на соответствие изображения и названия.

Упражнение «Пропущенное слово», одно из возможных заданий на знание терминологии. Обучающемуся необходимо вставить пропущенные слова в небольшом предложении.
Например, керамика - материалы, изготавливаемые из … или их … с минеральными добавками. Чтобы обучающийся увидел ошибки и смог проанализировать их, хорошо подойдет задание «Найди ошибки в изображении». В этом задании важно не только назвать ошибки, необходимо сослаться на правила композиции, перспективы, пропорционального деления и т.д.

Конечно эти виды заданий помогут в определении уровня общекультурных знаний, но есть особый вид знаний, без которых обучающиеся вряд ли смогут выполнить рисунок. Эти задания требуют художественных способностей, знаний и умений в изобразительной грамоте, декоративном искусстве, графике.

Поэтому нужно посвящать больше времени упражнениям на уроках изобразительного искусства. Особенно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом формируются основные умения и навыки.

Графические и живописные упражнения для уроков изобразительного искусства активно способствуют творческому развитию учащихся и направленные на развитие композиционного и графического навыка, умения стилизовать и декорировать предмет; на развитие живописного видения мира, развития приёмов акварельной живописи.

Выбор заданий по изобразительному искусству на промежуточной аттестации очень важна в учебном процессе. Изобразительное искусство в школе одна из дисцеплин, которая позволяет обучающимся творчески раскрыться.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, аттестация, ИЗО