В соответствии с планом учебно-воспитательной работы МБОУ СОШ № 1 на 2022-2023 учебный год, задачами, направленными на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, заботу об их здоровье, организацию жизнедеятельности для вхождения в образовательную среду основного общего образования, с целью определения уровня адаптации учащихся к новым условиям обучения в октябре 2022 года в 5 классе посещались уроки, самоподготовка, классные часы, отслеживалось поведение учащихся на переменах.
Целью такой работы является мониторинг сформированности уровня подготовки пятиклассников к обучению в основной школе и анализ прохождения адаптационного периода. Основные вопросы контроля связаны с объективными изменениями, в которые попадают учащиеся при переходе на другой уровень образования.
С целью решения проблем адаптации, в контроль были включены вопросы, связанные как с изучением работы учителей-предметников, так и состояния обученности учащихся 5-х классов, диагностика эмоционального состояния обучающихся, изучение отношения учащихся к различным предметам.
Изучение условий обучения в среднем звене пятиклассников позволило сделать следующие выводы:
При посещении уроков было выявлено, что учащиеся 5 класса практически не испытывают трудностей выполнения требований учителей основной школы. Активность на уроках достаточно высокая. Изучаемый материал на данном этапе обучения являлся повторением изученного в начальной школе, поэтому обучающиеся легко с ним справляются.
Большая работа по исследованию процесса адаптации учащихся 5 класса к обучению в основной школе проведена социальным педагогом ...
С целью выявление проблем учащихся пятых классов к условиям обучения в среднем звене в начале учебного года была проведена работа для обеспечения успешности прохождения адаптационных процессов пятиклассников: посещение уроков по всем предметам, посещение самоподготовки в 4 отряде, посещение классных часов, собеседование с учителями-предметниками, проверка рабочих тетрадей, проверка рабочих программ учителей, работающих в 5 классе.
При проведении уроков класс недостаточно организован: долго готовятся к уроку, при работе на уроке учащиеся выкрикивают с места, перебивают друг друга. Однако у них отсутствует страх высказывать свою точку зрения, они очень активны.
На уроках, требующих двигательной активности, ребята себя показали с хорошей стороны. Они были в форме, активно участвовали в урочной деятельности, выполняли требования педагога.
ВПР показали, что учащиеся в целом владеют системой счета, письма, навыками учебной деятельности и знаниями, полученными в начальной школе. Их навыки соответствуют навыкам выпускников 4 класса. Обученность по всем предметам составила 100%, качество знаний при этом качество знаний по русскому языку и окружающему миру составило 17 %, а по математике 31 %.
При этом глубокие знания по большинству предметов отсутствуют. У ребят преобладает кратковременная память, т.е. реакция на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным воспроизведением, и оперативная память, которая позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий.
По математике учащиеся испытывают затруднения при умножении и делении двух, трех, четырехзначных чисел. Показывают недостаточно выработанный навык умножения на 6, 7, 8, 9.
На уроках русского языка в 5 классе в период адаптации можно выделить следующие проблемы:
Для решения этих проблем необходимо особое внимание уделять формированию устной и письменной речи.
На классных часах ребята ведут себя более свободно, очень активны, участвуют в обсуждении, однако неорганизованные, не умеют слушать, часто перебивают друг друга, выкрикивают. При обсуждении вопросов могут выкрикивать в адрес друг друга неприятные вещи. Работа с такими учащимися требует усиленного внимания и корректности.
При посещении самоподготовки 4 отряда ... ребята сидели и работали над домашними заданиями тихо. Возникающие вопросы по урокам решали спокойно. Однако периодически задевали друг друга, что мешало сосредоточиться в полной мере.
Воспитатели 4 отряда ... выстраивают работу на самоподготовке с учетом индивидуального темпа работы обучающихся. Особое внимание требуют обучающиеся 5 класса ..., т.к. интерес к учебной деятельности снижен, не развиты навыки самостоятельной работы. Не всегда правильно молодой специалист распределяет время для выполнения домашнего задания, не проявляет творческого подхода к организации самоподготовки, не включает игровых моментов.
Причины, благодаря которым возникают трудности у учащихся 5 классов:
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников можно назвать:
При посещении занятий дополнительного образования, где учащиеся 5 класса выбрали кружки по интересам, ребята показали заинтересованность и сосредоточенность в работе. Однако, для плодотворной работы им необходимо каждые 15-20 минут менять вид деятельности, чтобы удерживать их внимание.
Классный руководитель ... не провела тестирование по адаптации учащихся 5 класса.
На основании наблюдения за учащимися на переменах и во время самоподготовки можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группы по половому признаку.
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Рабочие программы по предметам педагогов составлены в соответствии с ФГОС ООО 2021 года. В них предусмотрено повторение за 4 класс. Программы учитывают возрастные особенности учащихся.
По результатам проверки рабочих тетрадей в 5 классе выявлено:
При сопоставлении полученных данных можно сделать вывод:
На основании проведенных исследований рекомендовать учителям, работающим в 5 классе: при проведении уроков и во внеучебной деятельности особое внимание следует уделять: ... (очень слабо читает, но хорошо считает), ... (хорошо читает, имеет плохой навык счета), ... так как они находятся в зоне неполной адаптации и дезадаптации.
Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе у ..., учителям нужно воздействовать на учащихся так, чтобы поднять их уровень учебной мотивации.
Рекомендации:
Считать организацию обучения пятиклассников в адаптационный период на удовлетворительном уровне. Учителям ... и педагогам дополнительного образования, работающим в 5 классе: