Топ 5 нейроигр на автоматизацию звуков для работы с детьми с ТНР

В настоящее время специалисты дошкольных образовательных организаций отмечают все больше детей, испытывающих проблемы с автоматизацией звуков в речи.

Такие дети часто бывают эмоционально неустойчивы, с признаками гиперактивности, повышенной возбудимости, либо, наоборот, с быстрой утомляемостью и низкой работоспособность. Логопедические занятия для таких детей - это тяжелый труд.

Для того, чтобы более эффективно строить коррекционно-развивающую работы важно понимать причины, лежащие в основе данных нарушений. Как правило, в основе такого рода нарушений лежат различные неврологические проблемы.

Очень часто эти проблемы являются следствием незрелости лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария, которые отвечают за контроль, произвольность и саморегуляцию.

Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине - конце XX века.

Использование игр с элементами нейростимуляции (нейропсихологических игр) и упражнений помогает оптимизировать работу логопеда, способствуют созданию благоприятного эмоционального фона на занятии, активизирует работу головного мозга

Нейропсихологические игры нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.

В данной статье мы подобрали 5 нейроигр, которые способствуют активизации и развитию зон мозга, отвечающих за контроль, программирование и саморегуляцию. Данные функций обеспечиваются работой 3 блока мозга по А.С. Лурия.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание, произвольность и контроль.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач.

Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования, словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д.

Нейропсихологическая игра "Попробуй повтори"

Подходит для детей с 3 лет. Перед ребенком кладется карточка, на которой нарисована определенная поза рук или положение тела. Ребенок берет карточку и пытается принять позу, показанную на рисунке, подвигаться в ней.

КарточкаКарточка

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Польза: ребенок видит картинку глазами, а затем переносит этот образ на собственное тело. Это помогает закрепить понимание тела, представление о нем. Благодаря этому знанию улучшается пространственное ориентирование, формируется связь глаз-рука-тело.

Рисование двумя руками

Просим ребенка обвести симметричный рисунок сразу двумя руками. Делать это нужно максимально быстро, но при этом аккуратно. Во время рисования можно попросить ребенка правильно произносить автоматизируемый звук.

Симметричный рисунокСимметричный рисунок

Упражнение "Последовательность ритма"

Прохлопывание ритмов по образцу (авторы И. Ременникова, Т. Тунгоева). Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений. Очень полезно для внимания и памяти.

Образец для прохлопыванияОбразец для прохлопывания

Можно использовать на этапе автоматизации слогов. Например: проговариваем слог СА и хлопаем в ладоши, на слог СО- стучим кулаком по столу, на слог СУ - топаем ногой. Можно ориентироваться на зрительные схемы, можно работать на слух.

Взрослый называет слова, ребенок показывает последовательность движений.

Игра "Я знаю пять..."

Ребенок отбивает мяч и на каждый удар мяча произносит слова на заданный звук. Например, шапка, шар, шарф, штаны, шиповник. Задача ребенка вспомнить слова и успеть, это сделать под удар мяча.

В данном упражнении задействованы речь-мышление-рука. Данную игру можно видоизменять исходя из коррекционных задач, например, называть слова на определенную тему, подбирать признаки предметов, действия предметов и т.д.

Игры с мячом

Двумя руками одновременно и поочередно под счет, на заданные звуки. Например, на звук [А] правой рукой отбивать мячик, на [У] левой. Могут быть разные звукосочетания: ау, уа, ауау, аау, ууа…

Парные упражнения с мячами

Игры на автоматизацию звуков "Живое - неживое", "Летает - не летает".

Возможные варианты игры с мячом:

  1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
  2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами: кидает его и сразу ловит; кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
  3. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
  4. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
  5. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
  6. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
  7. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом. (большим, средним, теннисным)
  8. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
  9. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол, то справа от линии, то слева от нее.
Размер:
142.49 Kb
Скачали:
14

Метки к статье: обмен опытом