Аккомпанемент является ритмической и гармонической основой музыкального произведения.
Аккомпанемент может быть музыкальным сопровождением песни, в таком случае исполняется чаще всего аккордами с различными ритмическими рисунками в правой руке, всевозможными комбинациями арпеджио, с включением сольных партий, с добавлением эффектов, а также сочетанием нескольких приемов.
В инструментальной музыке аккомпанемент используется для гармонической поддержки мелодии, исполняемой любым инструментом. Это могут быть как одинаковые, так и разные инструменты в ансамбле. В сольном исполнительстве гитарист может одновременно вести мелодию и аккомпанемент
Издано множество сборников, где готовая партия аккомпанемента уже прописана в нотах. Остается выучить текст и исполнить произведение. Если имеется только мелодия, то задача усложняется: нужно подбирать аккомпанемент по слуху.
Подбор по слуху и техника игры аккомпанемента тесно связана с музыкальными теоретическими дисциплинами. Помимо владения различными приемами игры на гитаре, необходимо обладать знаниями в области сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии.
Существует пять основных методов подбора аккомпанемента по слуху: с помощью типовых "квадратов", трех типов движения аккордов, метода гармонических замен, путем ступеневого допевания наиболее слышимых голосов (баса и мелодии) до тоники, с помощью комбинированного метода.
При подборе аккомпанемента по слуху необходимо провести анализ мелодии: определить тональность, обратить внимание на размер и темп, проанализировать ритмический рисунок, проиграть мелодию на гитаре, попробовать гармонизировать мелодию, подобрать наиболее подходящую фактуру аккомпанемента.
Подбор гармонии можно начать с типовых аккордовых последовательностей, затем попробовать найти фрагменты мелодии, где звучат аккорды I, IV, V ступеней – тоники, субдоминанты, доминанты. Следующим шагом будет заполнение промежутков между найденными аккордами.
Разнообразить партию аккомпанемента можно с помощью дополнительных басов, разнообразия ритмических рисунков, подголосков, усложнения типовых аккордов. Для подбора фактуры аккомпанемента нужно понять, какого характера мелодия: песенная, лирическая или танцевальная, легкая или энергичная. Кроме того, надо постараться почувствовать пульсацию мелодии. Например, если мелодия лирическая, то лучше выбрать аккомпанемент приемом арпеджио.
В практике записи гитарного аккомпанемента для обозначения аккордов применяется буквенно-цифровая система. Существуют пять базовых аппликатур аккордов в первой позиции. Они образуют пять аккордовых форм: мажорные – E, D, C, A, G, минорные – Em, Dm, Cm, Am, Gm. Таким образом, применяя прием баррэ и передвигая по грифу аккордовые формы, можно получить практически любой аккорд.
Также, можно использовать каподастр. Помимо мажорных и минорных аккордов, в аккомпанементе на гитаре встречаются септаккорды. Так как септаккорды содержат диссонанс – септиму, в них стараются избегать удвоения ступеней. Такая аппликатура получила название прогрессивной. При игре неиспользованные струны приглушаются.
При необходимости обогатить гармонию, к основным звукам трезвучия добавляются неустойчивые ступени. Кроме того, часто встречаются аккорды с дополнительным басом, который обозначается через слеш (дробная запись аккордов).
Осваивать аккорды нужно не изолированно, а в связи друг с другом, то есть изучать гармонические последовательности. Одна и та же аккордовая последовательность может составить основу аккомпанемента ко многим мелодиям. Последовательность аккордов, которая не меняется, называют "квадратом". Существуют готовые таблицы "квадратов" для наиболее часто употребляемых тональностей.
Но очень важно не механически запоминать последовательности аккордов, а знать основные закономерности их построения. Например, в эстрадной музыке наиболее типичны три вида движения баса и взаимодействия аккордов: по квинтам, по ступеням лада, по полутонам.
Исполнение аккомпанемента на гитаре возможно различными приемами. Игра ритмическим рисунком ("боем") – это самое первое, что осваивает новичок, впервые взяв в руки гитару. Такой прием может использоваться как в популярной музыке, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, фламенко. Исполняется большим и указательным пальцами в различных комбинациях.
Пальцы слегка ударяют по струнам по направлению от шестой струны к первой и обратно. Правая рука при извлечении звуков должна быть расслаблена, движения кисти происходят параллельно плоскости деки гитары. Начинать изучение аккомпанемента необходимо с простых ритмических рисунков. Например, четвертными нотами в размере 4/4 только ударами вниз, потом усложняем – играем восьмыми нотами вверх-вниз.
Затем добавляем акцент на первую долю, пропуски ударов вверх, паузы, сложные размеры, синкопы, различные эффекты – глушение струн, удары по деке (имитация перкуссии). Глушение струн возможно исполнить несколькими техническими приемами: ладонью, ребром кисти, большим пальцем правой руки, мизинцем левой руки, приподниманием пальцев левой руки, прижимающих аккорд.
Игра аккомпанемента различными комбинациями арпеджио ("перебором") исполняется большим, указательным, средним и безымянным пальцами. Данный прием в основном применяется в лирических композициях.
Часто используется прием "Бас – аккорд". Бас исполняется большим пальцем, остальные звуки аккорда – указательным, средним, безымянным пальцами. Встречается разновидность аккомпанемента "Бас – двухголосие" или "Двухголосие – бас".
Двухпальцевый прием игры аккомпанемента характерен для гитаристов, исполняющих музыку в стиле кантри. Бас извлекается большим пальцем, указательный палец ударяет вниз по остальным струнам.
Часто при игре аккомпанемента применяются басовые ходы, состоящие из проходящих нот, звучащих между аккордами. Линия баса чаще всего происходит по звукам, входящим в аккорд, по ступеням диатонических ладов или по хроматизму.
Освоение техники игры аккомпанемента открывает широкие возможности перед исполнителем, развивает гармонический слух, чувство ритма, формирует навык игры в ансамбле. Чем больше приемов в арсенале гитариста, тем ярче, разнообразнее и интереснее звучит его инструмент.