Синквейн на уроке литературы – это настоящее открытие.
При помощи синквейна можно выразить в нескольких словах характер литературного героя. Скучная работа по составлению образа героя, превращается в творческое занятие.
Важно лишь одно, упражняться в составлении синквенов систематически.
Что такое синквейн и как его составить, мы подробно рассматривали в предыдущей статье.
Стоит добавить, что
синквейн – это стихотворение, пятистрочье, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. На уроке литературы мысль, переведенная в образ, свидетельствует об уровне понимания произведения учеником.
Синквейн - это мощный инструмент для рефлексии, но применять его можно на этапе вызова, а также осмысления.
1. Как один из видов работы на этапе сообщения темы урока можно использовать задание «Допиши синквейн», которое предполагает, что недостающая часть и будет темой урока. По указанным словам, учащиеся должны определить, о чем пойдет речь на уроке.
Например, на уроке литературы по данным словам учащиеся должны определить тему урока «Патриотизм. Патриот»:
Преданный, горделивый
Отстаивает, внушает, защищает
Ни шагу назад!
Уклад жизни
2. Также на уроках литературы синквейны можно использовать для характеристики образа героя. Например, роман Тургенева И. «Отцы и дети», образ Базарова:
Базаров
Умный, деятельный
Отрицает, изучает, лечит
Базаров полон внутренних противоречий
Нигилист
3. Создавая синквейн, ученики смогут увидеть противоположные черты жизненных принципов героев произведения.
Например, произведение Гончарова И. «Обломов»
Обломов Ленивый, добрый Лежит, мечтает, думает Лежит, сохраняя свое человеческое достоинство Барин |
Штольц Активный, целеустремленный Работает, путешествует, действует Труд – цель его жизни. Друг |
4. Можно составлять синквейн для характеристики семьи, города, понятия.
Петербург
Красивый, туманный
Строится, борется, манит
«Люблю тебя, Петра творенье!»
Вторая столица
Примеры синквейнов к словам разной тематики мы рассматривали в предыдущей статье.
Синквейн к произведению Гоголя Н.В. «Тарас Бульба».
Тарас Бульба
Великий, могучий
Борется, преодолевает, страдает.
Герой Запорожья.
Патриот!
Синквейн к произведению А. Экзюпери «Маленький принц».
Маленький принц
Искренний, ищущий
Верит, любит, думает
В ответе за тех, кого приручили
Настоящий друг.
Синквейн к произведению Распутина В. «Уроки французского».
Учительница
Настоящая, добрая
Учит, воспитывает, любит.
Лучший в мире урок.
Добродетель.
Синквейн к произведению Дефо Д. «Робинзон Крузо».
Робинзон
Оригинальный, смелый
Борется, ищет, выживает
Одинокий житель острова
Путешественник
Синквейн к произведению Успенского Э. «Крокодил Гена и его друзья».
Чебурашка
Добрый, забавный
Дружит, чебурахается, помогает
Ушастое сказочное существо
Друг
Синквейн к произведению С. Михалкова "А что у вас?"
Ребята
Веселые, разновозрастные, смышленые
Отвечают, убеждают, доказывают
Дети из страны СССР
Вечерние посиделки
Метод синквейна помогает отойти от традиционных уроков анализа создания образа героя. Трудности при составлении синквейна бывают только на первых занятиях, когда учащиеся начинают систематизировать свои знания. Постепенно синквейн становится неотъемлемой частью учебного процесса, и обучающиеся сами с удовольствием составляют его. Составляя синквейн, ученики реализуют свои таланты и способности.
Если у Вас возникли трудности с составлением синквейна, пишите нам и мы составим его для Вас.