Методическая разработка: Воспитательная работа в школе

Работа представлена на 14 листах.

Содержание

1. Введение.

2. Детская общественная организация «Мир».

3. Тимуровское движение.

4. Программа «Милосердие».

5. Устав детской общественной организации «Мир».

6. Литература.

Воспитательное пространство МОУ СОШ №  представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями. Вокруг школы сложился свой учебно-воспитательный микрорайон. Это не просто административное деление. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей. В школе действует стабильный педагогический коллектив, сложилась система работы с детской и районной библиотеками, Домом культуры, Домом детского творчества. Но, несмотря на всё это затянувшаяся нестабильность общества, смещение акцентов в значимости духовного и материального, заниженная ценность и невостребованность обществом конкретного объема знаний на данном этапе, растущая разница в материальном обеспечении семей наших воспитанников, а соответственно и разница возможностей усилили помимо педагогических функций, свойственных школе, и социальные функции.

 

Цель воспитательной работы – воспитание человека, обладающего следующими качествами:

- Духовно – нравственная личность.

- Высокий уровень самосознания.

-  Креативность, способность к творчеству.

- Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.

- Обладание хорошим здоровьем.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать культуру поведения, развивать навыки правильного, вежливого, спокойного общения.

2. Развивать любовь и бережное отношение ко всему окружающему: школе, школьному имуществу, природе и окружающим людям.

3. Развитие самоутверждения в коллективе.

 

Актуальность.

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Поэтому очевидна необходимость личностно – ориентированного подхода в воспитании.                                                                                     

Принципы воспитательной работы:

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий формирования индивидуальности личности учащегося и педагога.

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

 

Реализация этих целей и задач предполагает:

1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

2. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.

3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.

4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.

5. Обеспечение социально - педагогической защиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

6. Совершенствование системы с одарёнными детьми и молодёжью.

 

Критерии:

- личностно-ориентированный подход;

- ориентация на социальный заказ;

- кадровое обеспечение;

- технологическое обеспечение.

Воспитание (становление) – это некоторое условное достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой, самостоятельно выстраивать своё поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый выбор.

Формирование личности – это процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появлением физических и социально- психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений формы личности, благодаря которой она существует для других людей.

Для реализации всех этих целей и задач в нашей школе (СОШ №) создана детская общественная организация «Мир» («Мы и Россия»).

Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие»- писал Г.  Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – «земля», Л – «люди», М – «мысль», Д – «добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Город Клин тесно связан с жизнью и творчеством писателя. Здесь находится его дом, ныне дом-музей А.П.Гайдара. В этом доме были написаны такие произведения, как «Чук и Гек», «Дым в лесу» и замечательное произведение «Тимур и его команда». Герой этой повести – Тимур стойко борется за справедливость,  он не одинок, с ним его друзья. Эта  удивительная книга породила целое общественное движение, во многих городах стали появляться тимуровские отряды.

В нашем районе тимуровская работа ведётся уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов. На базе Дома Детского творчества создан штаб «Тимуровец», в который входят тимуровские отряды школ города и района.

Тимуровцы участвовали  в различных в операциях «Снег», «Ветеран», «Салют ветеранам», «Обелиск», «Детский сад», «Тимуровский слёт», «Ёлка Чука и Гека» и многих других. Этот год юбилейный, 105-летие со дня рождения А.П.Гайдара и поэтому много мероприятий было посвящено этой дате: оформление уголков о А.П.Гайдаре, чтение его произведений, конкурсов чтецов его произведений и произведений написанных о нём, проведение утренников в детских садах. К 85 –летию Дома Детского творчества г. Клина будет проводится районная акция «Мы тимуровцы XXI века!».  Акция проводится в форме конкурсов.

 

Цели и задачи Акции:

1. Сохранение лучших тимуровских традиций.

2. Изучение истории тимуровского движения Клинского края.

3. Обобщение опыта социально-значимой деятельности тимуровских отрядов.

В Акции принимают участие тимуровские команды школ города и района.  Итоги будут подведены  по следующим направлениям:

- Творческий отчёт о социально-значимой деятельности тимуровских отрядов «Зона тимуровского действия»  (альбом, буклет, брошюра).                           

– Лучший опыт по организации и проведению коллективных творческих дел( сценарная разработка мероприятия по разным направлениям деятельности, историческое исследование по истории тимуровского движения, по персоналиям тимуровцев Клинского края).                                                  

– Визитная карточка тимуровского отряда.

Объединения различны по своему количественному, возрастному составу, но ведущим принципом деятельности для них остается безвозмездная забота о тех, кто в ней нуждается. Объектами тимуровской заботы становятся не только ветераны ВОВ, участники боевых действий и их семьи, но и пожилые одинокие люди, дети- сироты, инвалиды,  неблагополучные семьи. Тимуровцы сегодня берут на себя ответственность не только за окружающих их людей, но и за окружающий мир. Они заботятся о заброшенных могилах, о дворах, детских площадках, улицах, парках, о природе – все это объекты тимуровской заботы, все, кто нуждается в помощи и уходе.

 

Формы оказания ими такой помощи разнообразны. Это:

1.  Уход за  объектами постоянной шефской заботы.

2. Традиционно сохраняются такие формы как тимуровская разведка и тимуровский рейд по сбору информации о существующих в зоне действия тимуровского отряда актуальных социальных задач, требующих вмешательства тимуровцев. Таких как уход за одинокими больными, уборка в доме, во дворе, сбор урожая, вскапывание участка, прополка сорняков, ремонт забора, оказание помощи в приготовлении пищи, солений на зиму, похода в больницу, поликлинику, на почту и другие задачи, с которыми может справиться школьник.

3. Еще одна форма работы – телефон милосердия, на который не только поступают просьбы о помощи, но и который служит одиноким людям, возможностью просто поговорить по душам. А ведь зачастую не хватает именно такого живого человеческого общения на разные темы, и тимуровцы приходят к таким людям пообщаться, выпить чаю, сыграть партию в шахматы.

4. Уход за могилами ветеранов, да и просто за памятниками – также одна из форм работы тимуровских отрядов. Они собирают информацию, ищут родственников, обновляют таблички, поправляют оградки, посещают эти места, потому что память – это одна из основных ценностей тимуровцев.

5. Школьники также ведут краеведческую, исследовательскую и поисковую деятельность. Участвуют в создании школьных музеев, конкурсах исследовательских работ. Создают тимуровские карты, изучают историю улиц, семей, восстанавливают их исторические названия.

6.Кроме того, тимуровцы организуют сбор необходимых вещей, еды, семян и т.д. для малообеспеченных, неблагополучных семей, детских домов.

7. Широко используется тимуровцами метод социального проектирования. Им принадлежат проекты по расчистке и благоустройству дворов, парков, скверов, созданию детских площадок. Они разрабатывают и находят способы реализации этих проектов, привлекают к этой деятельности детей и взрослых, жителей населенных пунктов, администрацию, спонсоров.

8. И конечно, они организуют праздники, концерты, чаепития для ветеранов и других подопечных, изготовление детьми сувениров для пожилых людей, стараются скрасить и разнообразить жизнь тех, кто нуждается в тимуровской заботе.

Конечно, формы работы, которые используют ребята, во многом зависят от потребностей сообщества той местности, на которой базируется отряд, от возможностей тимуровских объединений, поэтому в каждом отряде есть свои «изюминки».

 

Но важно сказать, что для детей, как и в XX, так и в XXI веке очень важным является элемент игры во всей этой очень важной и серьезной работе. Вспомните истоки тимуровского движения – романтичный и привлекательный для детей образ Тимура – лидера, способного вокруг себя объединить ребят на общее благое дело. Вспомните их сарай, систему сигналов, их строгий отбор в свои ряды, и станет понятным, почему «игра» в тимуровцев захватила всю страну! Сейчас время общедоступной сотовой связи, интернета и МP-3 дисков, но и сейчас для детей эта работа увлекательней и привлекательней, когда в ней есть элементы игры.

 

О значении такой работы для общества говорить не приходится – ребята не только компенсируют недостаток внимания, общения и в решении социальных проблем, но и оказывают большое влияние на формирование таких важных нравственных ценностей как взаимопомощь, милосердие, личная ответственность, память и любовь к ближнему. Порой даже вопреки родителям и взрослым, у которых в детстве таких понятий, к сожалению, не сформировалось или в свете произошедшей коммерциализации  общества были подменены на другие. В стране, где выросло целое поколение денежно-ориентированных людей, восстановление принципов добровольчества, безвозмездной заботы, доброго отношения к ближним, зачастую дается нелегко. Но постепенно, начиная с детского возраста, со школьной скамьи, эти подзабытые понятия вновь не только входят в обиход, но должны стать определяющими в воспитании новых поколений. А, как известно, наиболее существенное воздействие на формирование жизненных навыков оказывают три основных института: семья, школа и общественные объединения. Поэтому необходимо для достижения положительного результата объединить усилия вышеназванных социальных институтов.

 

Одного желания быть полезными для людей и общества детям зачастую оказывается недостаточно. Необходимы еще и знания, такие как оказание первой медицинской помощи, садово-огороднические умения, умение обращаться с бытовой химией, готовить пищу, закрывать соления, навыки психологического общения и другие. Ведь по незнанию ребенок может и навредить. К сожалению, таким важным и необходимым в жизни знаниям не уделяется места в школьном процессе, а у родителей порой нет на это времени, да и в школьном расписании ребенка трудно найти время на такие «занятия».

И в нашей школе создан тимуровский отряд, который входит в клуб «Милосердие». Девиз нашего отряда: «Возьми своё сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтобы вечно горело». Иногда мы задаёмся вопросом: «Для чего был создан  этот отряд?» Попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Исследования внутреннего мира  подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий  с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребёнка иногда называют периодом тяжёлого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.                                                                                                           

 

Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Многие подростки, как мальчики так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но с трудом вообще, поэтому перед воспитателем стоят актуальные  задачи нравственного, трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.                                                

 

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

 

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:

- Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;

- Живи для улыбки товарища;

- Лучше трудно, чем нудно;

- Красота, но без прикрас,

  И добро не напоказ –

  Вот что дорого для нас.

- Помогай и защищай нуждающемуся в помощи;

- Думать коллективно, Работать оперативно, Спорить доказательно –
  Для всех обязательно.

 

Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:

Дорога добра

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому,
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда,
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда,
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда,
Иди дорогою добра.

 

Программа “Милосердие”

Цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответ­ственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.

3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.

4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

 

Направление деятельности

Задачи

 Срок реализации

Ожидаемый результат

Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов.

Оказать посильную помощь в быту. Оказать моральную помощь.

2008-2011

Воспитание гражданственности и нравственности учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.

 Сотрудничество с детскими садами «Василёк» и «Машенька».

Проведение праздников, чтение книг, оказание посильной помощи.

2008-2011

 Воспитание гражданственности и нравственности учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия

 Шефская работа с начальными классами школы.

 Помощь маленьким в организации досуга и познавательной деятельности.

2008-2011

 Воспитание гражданственности и нравственности учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия

 

Основные направления деятельности

Дом без одиночества

Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома

1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

2. Организация и проведение:

- «огоньков», встреч, концертных программ

- дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки»

- операций «Ветеран живет рядом», «Подарок ветерану», «Примите наши поздравления».

«Шаг навстречу»

1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке.

2. Организация и проведение:

- благотворительных акций «Доброта спасет мир», «Творим добро своими руками»;

- эстафеты милосердия «Мир во мне и я – в мире»;

- праздников, игровых программ, концертов;

- операций «Письмо другу», «Фонарик дружбы» (поздравительные открытки, мини-газеты).

«Ты знаешь – я рядом!»

1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.

2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.

З. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.

«Мы — твои старшие друзья»

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, «Заветная шкатулка», «4 + З», «Волшебная карусель», «Наша школьная планета», «Солнечные лучики», «Республика ребячья», «Цветик-семицветик», «Теремок чудес», «Сказочные домики», «Динь-дон» и др.

Малышок

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ «Сотвори добро», «Заветная шкатулка». Игры, праздники для воспитанников детских садов.

В кругу друзей

Организация и проведение для своих сверстников:

- уроков добра «Кто, если не ты», «Жизнь дана на добрые дела», «Забота и внимание», «Доброта приносит людям радость», «Волшебное могущество добра».

- Коллективно-творческих дел «Человек человеку нужен», «Мы нужны друг другу», «Добру – дорогу», «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно», «Колокольчики добра»

В процессе реализации данной программы мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.

Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, значит, я на правильном пути.

 

Устав Детской общественной организации «Мир».

Детская общественная организация «Мир» - это добровольное общественное объединении детей, подростков и взрослых, действующая в соответствии с Конвенцией «О правах ребёнка» и Законом «Об образовании РФ», на основе настоящего Устава.

Цели:

1. Содействие в создании благоприятных условий для реализации интересов и потребностей детей.

2. Защита прав и интересов ребёнка.

3. Освоение культурных, духовных традиций своего народа, осознание связей человека и природы.

Задачи:

1. Создать объединение детей и подростков по интересам.

2. Установить контакты с другими организациями, преследующими аналогичные цели.

3. Приобретение правовых, политических и экономических знаний для успешной социализации личности школьников.

4. Помочь учащимся адаптироваться в изменяющихся экологических и социальных условиях.

5. Сформировать нравственные принципы, определяющие правильный выбор поступков, поведения при взаимодействии с окружающим миром.

6. Сформировать представление о здоровом образе жизни, экологии самого человека.

7. Сформировать активную жизненную позицию, привить любовь к своей Родине, родному краю, овладеть культурой поведения в природе и обществе.

8. Воспитать детей в духе патриотизма и гражданского долга, сформировать общественное сознание и активную жизненную позицию нового поколения граждан России.

 

Членство: в ДОО «Мир» входят учащиеся 5-8 классов МОУ средней общеобразовательной школы № , которые признают Устав ДОО школы и участвуют в работе ДОО «Мир».

Член ДОО имеет право:

1. Добровольно выйти из организации.

2. Свободно выражать своё мнение.

3. Выбирать направления работы по интересам и принимать участие во всех мероприятиях ДОО  школы.

Член ДОО обязан:

1. Участвовать в выполнении целей и задач ДОО школы.

2. Защищать права организации.

3. Исполнять принятые на себя решения и обязанности

4. Соблюдать Устав.

Предполагаемый результат.

В результате реализации целей и задач детской организации создаются условия для развития коллективной деятельности учащихся, развиваются их творческие способности, лидерские качества, способности к трудовой и общественной деятельности, организуется творческий досуг детей, формируются гражданские качества у учащихся.

 

Скачать