Развивающие технологии, как вектор профессионального роста педагога

Через 10–15 лет ситуация на рынке труда будет похожа на песочные часы - в верхней части окажутся те, кто умеет генерировать инновационный контент, а в нижней части те, кого постепенно будут заменять роботы. Поэтому детей нужно воспитывать так, чтобы они оказались в верхней части.

К сожалению, не всегда современное образование этому способствует.

Уважаемые педагоги, нам предстоит воспитывать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Поэтому и вступил в силу профессиональный стандарт педагога, как объективный измеритель нашей квалификации. Он расширяет границы свободы педагога, побуждает нас к поиску нестандартных решений. Он призывает нас обеспечить координированный рост свободы и ответственности за результаты своего труда. Мотивирует нас на постоянный рост и развитие нашей профессиональной компетентности.

Портрет современного педагогаПортрет современного педагога

Как же вырастить ребенка креативным и самостоятельным? Как сохранить в ребенке интерес к познанию и вырастить перспективного специалиста?

На помощь приходят технологии. Ведь совсем не обязательно заканчивать кулинарный техникум, чтобы научиться готовить борщ. Достаточно найти описание технологии приготовления борща, пошагово сверяя свои действия с описанием, получить желаемый результат.

Стандарт педагога также указывает нам на умение разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Развивающие технологии направлены не на обучение детей (передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Приведу простой, но очень наглядный пример. Если я попрошу вас нарисовать дерево, каким оно получится? Примерно таким? (показываю дерево на слайде)

Почему так вышло? Потому что как научили, так и рисуем. Работа нашего мозга устроена так, что выработав к жизни определенный навык, он складывает его "на баланс", и человек пользуется им при необходимости автоматически. Мы мыслим шаблонно. Мы, сами не ведая того, внедряем в сознание ребенка готовые шаблоны жизни, реакций, действий.

Именно поэтому большинству людей довольно сложно творить, создавать, изобретать и даже воспринимать что-то принципиально новое. И получается, что человек не живет, а проживает жизнь прошлыми наработанным опытом и - не развивается.

Вернемся к дереву. Каким могло получиться дерево у ребенка, сознание которого еще не опечатано образным штампом. Знаете ли вы что развитие детского рисунка - это следствие развития логических связей в мозгу? Ребенок увидел, услышал, узнал – изобразил. Как смог. Все детские рисунки гениальны. Если вдруг в них не вмешивается взрослый. Взрослому лишь нужно помогать ребенку видеть, слышать, узнавать и потихоньку подбрасывать веточки в огонь развивающегося творчеств.

Не учить рисовать дерево, а создать условия и дать возможность создать свой образ. Таков смысл развивающих педагогических технологий: "Задавать вектор, но не создавать рамок!"

Расскажу историю:
"Закончилось занятие по рисованию. Одна Аня сидела у пустого листа бумаги. "О, белый медведь в снежную бурю" - удивился воспитатель. "Нет, я просто не умею рисовать" - ответила Аня. "Даже точку?" Девочка ткнула карандашом в лист бумаги. "Хм, а теперь подпиши" - сказал воспитатель. Подписала…. Аня. Каково было ее удивление, когда на следующий день девочка увидела свою точку в золотистой ажурной рамочке на стене в группе.

"Э, да я могу нарисовать точку и получше этой". И принялась за работу. Аня рисовала и рисовала: красную, желтую, пурпурную точку, большие и маленькие точки, даже изобразила точку, не рисуя точку. Выставка точек. Аня заметила, что ее рисунки разглядывает мальчик: "Ты настоящий художник, а я не могу даже прямую линию нарисовать". "Могу поспорить, что ты умеешь - ответила Аня – покажи-ка мне". Мальчик оставил закорючку на листе, Аня посмотрела и сказала "Теперь подпиши".

Уважаемые коллеги! Нет не умеющих детей, важно, чтобы педагог вовремя открыл дверь в мир способностей и возможностей для каждого ребенка. Это может сделать только педагог, знающий основы детской психологии, мастер своего дела.

Можно ли этому научиться? Можно. Это требует напряжения, наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования, изучения специальной литературы, внедрения новых технологий и самоанализ.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Рождаются новые современные. Но…

Почему же новации последних лет не всегда дают ожидаемый эффект? Причин немало. Одни педагоги к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. А, в общем-то, я считаю, что главная причина в отсутствии желания педагога изучать и применять современные технологии.

В отсутствии желания расти и развиваться, идти в ногу со временем. Теперь вошел в силу стандарт педагога, в котором перечислены требования к профессиональным навыкам воспитателя, уровень профессионального мастерства также учитывается и при приеме на работу на должность "педагога", при проведении аттестации педагогов, в конце концов, мы должны быть конкурентоспособными на рынке труда.

Уважаемые педагоги, будущее уже здесь, люди со знаниями "как у всех" станут лишними, поэтому и учить детей в нем должны те, у кого мозги еще "не залеплены пластилином". Я об этом постоянно думаю, я задала себе вектор, у меня есть желание развиваться, я хочу оказаться в этом будущем и не остаться лишней. Нужны люди с открытым сознанием, у которых открыты глаза, уши, нос принюхивается. Ведь разве не это путь к развитию и росту?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом