Статья: Деятельность педагога как лидера, коуча, ориентированная на будущее воспитанников

Для педагогов, учителей, методистов, воспитателей.

В современном мире все меняется если не каждодневно, то ежечасно. В таком разнообразном и сложном VUCA - мире жить порой не просто интересно, но и важно вычленить главное, сориентироваться, правильно ставить цели.

Современный педагог должен сам уметь выбирать нужное, расставлять приоритеты, ориентироваться.

Умея это делать, нужно еще уметь сориентировать своих подопечных: учеников, воспитанников. Чтобы это сделать важно понять: модель учителя вчерашнего дня - "Строгая Маривановна" просто не совместима с современным миром и требованиями к образованию. А главным образом, не найдет отклика в умах и сердцах современных детей.

Так как же взаимодействовать с современными детьми и подростками? Каким же должен быть подход результативного обучения и общения с современными детьми? Какими же должны быть компетенции современного педагога? Как же подобрать инструментарий для современного педагога?

Дети очень адаптивны к новым веяниям времени, если не сказать, что они опережают своего педагога во многих вещах. Модель учителя-диктатора не подходит. Она вызовет агрессию вместо повышенного внимания. Современный ребенок и педагог достигнут хорошего результата в процессе своей деятельности если будут работать как сотрудники, напарники. При этом сотрудничестве, конечно, не должно нарушаться психологическое пространство друг друга, оставаться уважение друг к другу.

Качества современного педагогаКачества современного педагога

Мой стаж работы с детьми 10 лет. Несколько лет назад я услышала понятие "коуч" и постепенно стала интересоваться этой темой. Пройдя курсы по коучингу в образовании, я поняла, что это то, как я работала всегда, но систематизировано и более обосновано.

Многие из вас давно пользуются коучинговым подходом, но не догадываются об этом, на почти инстинктивном уровне. Сейчас это единственный вариант того, как может педагог работать в образовательной среде с детьми: видя в них лучшее, создавая ситуации успеха, стимулировать к постановке своих целей.

Компетенции современного педагога-коуча:

  • доверительные отношения;
  • коучинговое присутствие;
  • активное слушание;
  • постановка "сильных" вопросов;
  • прямое общение;
  • фоссилизация обучения достижения результатов;
  • стимулирование осознания;
  • проектирование действий;
  • планирование и постановка целей;
  • управление прогрессом и ответственность.

Инструментарий современного педагога

"Колесо баланса"
Окружность делим на восемь частей как торт. Ставим на каждой по 10 засечек как на оси координат. Каждый такой кусочек торта одна из сторон жизни (здоровье, карьера, спорт, любовь, учеба, дети…). По 10-бальной шкале отмечаем на сколь эта сторона жизни нас устраивает. В конце проводим рефлексию (что больше не устраивает и на что это влияет, как повысить балл, что нужно сделать?)

Шкалирование
Рисуем вертикаль как ось координат. 10 засечек. Сверху пишем цель. Ставим засечку на том балле, насколько мы близки к цели. Рефлексия: а что еще нужно сделать, что стать ближе к цели.

Варианты: шкала уверенности, шкала радости, шкала перспективы, шкала достижения результата. Друзья, коллеги, а что бы вы взяли для себя на заметку или же уже активно используете?

Меняется мир, и мы вместе с ним должны меняться, быть гибкими и стрессоустойчивыми. А самое главное быть вдохновителями для детей, которые имея недолгое общение с нами в жизни, взяли максимум пользы. И пусть им хватает это вдохновения надолго.

Важные правила для современного учителя и человека, живущего в современном мире:

  • сохранять ясность мышления;
  • ставить позитивные реальные цели;
  • отсекать лишнее;
  • быть "agile" (гибким);
  • постоянно учиться;
  • видеть в ребенке лучшее и подталкивать его на путь осознанного саморазвития.

Меняясь правильно сами, мы сможем оказать правильное воздействие на воспитанников. В этом и есть суть жизненного пути педагога.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом