Историко-краеведческая исследовательская деятельность и её роль в воспитании школьников

Доклад на тему: «Историко-краеведческая исследовательская деятельность и её роль в воспитании школьников» (из опыта работы с учащимися 13-15 лет).

Когда речь заходит о патриотическом воспитании, историческая составляющая играет в нём, едва ли, не ведущую роль.

Если проследить историю скаутского движения любой страны, невооружённым глазом заметно, что главный акцент в данной структуре – это последовательный и упорядоченный перечень заслуг предыдущих поколений. Это вполне объяснимо, ведь без духовного компонента какое-либо созидательное движение становится лишь кратковременным элементом политической конъюнктуры.

Необходимо более подробно рассмотреть этот вопрос, предварительно проанализировав все положительные тенденции современного краеведения. Итак, прежде всего, это морально-нравственная составляющая. Наш край имеет богатую историю, связанную с культурой Православия. На протяжении столетий возводились храмы и монастыри, где несли службу представители духовенства, являвшие собой образец для подражания. Их слава духовных борцов выходила далеко за пределы губернии. Помимо всего, храмы несли и архитектурную ценность.

Но события Октябрьского переворота, кстати, отмечающего в этом году своё столетие, внесли свои коррективы. Тысячи прихожан остались без духовных пристанищ. Духовенство же подверглось жестоким репрессиям. Перечислять ужас и масштаб разрушения того лихолетья можно долго, но наша задача – это тотальная реабилитация. Та информационная пропасть, в которую попала наша страна, до сих пор имеет отголоски. Вообще, отечественная историческая наука имеет серьёзные пробелы.

Когда речь заходит о переходных периодах. Историческое краеведение, пусть, как и вспомогательная дисциплина, испытывает также серьёзные трудности, требуя активной поисковой деятельности. На базе Первомайской СОШ был создан кружок восстановительной духовно-просветительской летописи района. Его основной задачей является поиск информации, имеющей статус «белого пятна», и её подробный анализ. Возникает вопрос: а в чём же морально-этический аспект? Прежде всего, он заключается в так называемом «соприкосновении с фактами», которое заставляет задуматься. Например, меценаты губернии.

Сейчас, мы живём в обществе потребления, где низменные инстинкты и бесцельное приумножение материальных благ то и дело заполняют духовный вакуум. В период же дореволюционной России, общественной нормой состоятельных людей было безвозмездное внесение части капитала на пользу окружающих. При этом, пиару со стороны СМИ, как это нередко происходит сегодня, внимания уделялось очень мало. До сих пор, проходя по улицам многих городов нашей области, можно встретить здания, где некогда располагались лечебницы, ночлежные дома, школы.

Это и многое другое создавалось людьми, чей моральный стержень не может не вызывать восхищения. Данная модель поведения уже является поводом к размышлению. Представитель духовенства, пострадавшие за свои убеждения, не отрекшиеся от своей паствы под угрозой истязаний и смерти – совесть эпохи. Знакомство пусть даже с небольшими отрезками их биографий несёт в себе огромный созидательный заряд. Необходимо также учесть, что алгоритм работы при сборе и анализе информации должен быть максимально объективным.

Школьники непредвзято и разносторонне должны подходить к своему делу, дабы развить в себе чувство политической и исторической трезвости. Только тщательно избегая конфронтацию в виде разведения «по разные стороны баррикад» исторических персоналий, можно добиться высокой информативности. Осознание родного края как собственного дома, где есть и положительные и отрицательные начала, позволит учащимся решить не только научные задачи, но и стать сильными разумными членами гражданского общества. Ведь ещё знаменитым этнографом Л.Н. Гумилёвым было подмечено, что высокая нравственная культура есть ничто иное как залог процветания этноса.

Особняком стоит вопрос о метапредметных связях исторического краеведения. На поверхностный взгляд у данного курса узкая направленность. На самом же деле, школьники оттачивают, а иногда и впервые приобретают навыки крайне необходимые на многих других предметах. Так, работа с художественной литературой формирует не просто исследователя-дилетанта, но и вдумчивого читателя, способного гораздо глубже ощущать силу писательского слова.

Тесное переплетение с биологией и географией является серьёзным подспорьем для успеха в учебном процессе. Да и вообще, кругозор, общий запас эрудиции пополняется гораздо больше, когда постановка проблемы имеет прямое отношение к родному краю. К примеру, перед группой ставится задача переписать и сфотографировать оставшиеся на местном кладбище фамильные склепы. Как результат, знакомство с дворянскими родами и их ролью в мировом историческом процессе, конкретный вклад этих фамилий в развитие некогда существовавшей губернии.

Составление родового древа позволяет учащимся ощутить всю сущность хода развития событий на протяжении ста и более лет. Фотоматериалы позволяют не просто получить представление об изучаемом периоде, но и ознакомиться с особенностями физиологии. Примеров масса. К сожалению, не все учащиеся способны к столь сложному дифференцированному подходу. Поэтому, задачей учителя является чёткое разграничение обязанностей на протяжении большей части учебного года. В свою очередь, небольшой интервал между обобщающими занятиями позволит сохранить командный дух и упорядочить накопленную информацию. Таким образом, исследовательская деятельность в области краеведения охватывает широкий спектр вопросов, ощутимо повышая интеллектуальный потенциал учащихся. А главное, способствует реализации этого потенциала.

Однако ж, одной из основных задач современного отечественного образования является практическое применение полученных в школе знаний. Вопрос о профориентации ставится уже на ранних этапах. Тенденции на рынке труда непостоянны, а мировая геополитическая ситуация то и дело их корректирует. Один из ярчайших примеров – это популяризация агробизнеса. Нельзя не согласиться с тем, что данное направление не только актуально, но и перспективно. Сельскохозяйственный сектор требует новых вливаний, как в виде материальной поддержки, так и человеческого ресурса и креативных идей.

Глубокая земледельческая традиция нередко становится центральной темой на занятиях краеведческой кружковой работы. Конечно же, не стоит буквально воспринимать былые достижения тамбовских крестьян и подходить к современности с дореволюционным мерилом. Да и пример результатов колхозов Тамбовщины уже не актуален. Но накопленные знания дают нам понять, что цели и задачи агробизнеса на сегодняшний день далеко не утопичны. Хочется отметить ещё кое-что. Пластичность современного рынка открывает перед молодёжью новые горизонты. Акцент стоит сделать на такой сфере как туристический бизнес. Лично мне доводилось несколько раз слышать и всерьёз задумываться над вопросом о перспективе туристических маршрутов, гостиниц (в особенности, эконом-класса), грамотной рекламе в моём и близлежащих районах.

Скрупулёзная историко-краеведческая деятельность наталкивает на мысль, что наследие может иметь не только культурную ценность, но и приносить прибыль. Наиярчайшим примером является соседняя Воронежская область, где замок принцессы Ольденбургской стал центром притяжения для многих туристов. Опыт таких стран как Беларусь, Литва или Польша доказывает, что даже незначительные на обывательский взгляд историко-культурные памятники, при грамотной рекламе и скромных капиталовложениях, могут приносить денежный доход. Благодаря интернету, шансы на успех в данной ситуации заметно возрастают. Не вдаваясь в специфику экономической составляющей, на основе собранной информации, учащиеся Первомайской СОШ пришли к выводу, что на примере нашего района, можно выделить два направления.

Во-первых, всё то, что осталось от дореволюционного наследия, а именно, помещичьи усадьбы (большинство требуют реставрации), храмы, кладбища с фамильными усыпальницами. Во-вторых, отголоски советского прошлого, которыми как район, так и область изобилуют. Как ни странно, но второе направление либо дополняет первое, либо само по себе ценно. С недавних пор, интерес к так называемой «провинциальной эстетике» неуклонно возрос. Создаются многочисленные паблики и группы в социальных сетях, где, казалось бы, серые реалии активно фотографируются и обсуждаются. Школьники, как наиболее, как наиболее интернет-активная группа, быстро улавливают современные тенденции.

Подчас, во время экскурсий, внимание ребят привлекают заброшенные цеха завода, нежели более старые артефакты. Ореол загадочности бренда «заброшки» является серьёзным подспорьем в условиях современного молодёжного туризма. Как район, так и область богаты всем вышеперечисленным, и быть может, благодаря сегодняшним юным краеведам, через несколько лет, на «booking» или «trivago» появятся наши «веси».

В заключении хотелось бы отметить, что заданная тема не только актуальна и перспективна, но и многогранна. Мной был освещён лишь минимум, что-то нечто информационного каркаса. Историческое краеведение – широкое педагогическое поле деятельности, позволяющее восполнить пробелы не только при решении сугубо научных задач. Залогом воспитания сильной личности является создание препятствия маргинализации. Ведь осознание своих корней – один из главных шагов на пути к гражданскому обществу.

Автор: Попов Сергей Валерьевич, учитель истории, обществознания и географии. МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом

Добавить комментарий