В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми.
Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.
В школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры поведения: самообслуживание, вежливое отношение к старшим, должны быть приучены здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.
В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Представление школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.
Приступая к своей работе в классе, учитель должен ответить на два основных вопроса: «Кого мы хотим воспитать?» и «Как надо осуществлять воспитание?».
Воспитание и обучение в школе имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходиться иметь дело с детьми из разных семей. Очень часто психолого-педагогическая культура родителей находится на низком уровне. К тому же имеется большой процент неполных (имеются только мать или отец) и измененных (отец не является родным) семей. Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка. О невнимании к воспитанию детей в этих семьях говорит хотя бы тот факт, что на классные родительские собрания приходит мало родителей, причем – одни и те же. Анализ семей учащихся приводит к выводу, что большинство из них не может быть опорой в организации воспитательного процесса в классе.
Целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике мне помогает получить составление «Карты личности» по методике известного отечественного психолога К.К.Платонова.
Карта личности – форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую характеристику каждого ученика. Вместе с тем она – программа изучения личности, осуществляемой путем бесед, наблюдений.
Анализ получаемых из карты личности материалов позволяет сделать некоторые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравственного развития учащихся, без знания которого дальнейшее воспитание невозможно.
Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения. Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе. Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т. е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребенка по каждому отношению (всего 19 отношений).
Карта личности учащегося
1. Отношение к учебе.
2. Отношение к труду.
3. Отношение к самообслуживанию.
4. Отношение к кружковой работе.
5. Отношение к старшим.
6. Отношение к сверстникам.
7. Отношение к родным.
8. Отношение к своим проступкам.
9. Отношение к проступкам товарищей.
10. Отношение к имуществу школы.
11. Отношение к личному имуществу.
12. Дисциплинированность.
13. Инициативность.
14. Организованность.
15. Честность.
16. Скромность.
17. Вежливость.
18. Аккуратность.
19. Общительность.
Индивидуальные итоги: сумма балов девятнадцати показателей делится на девятнадцать. (Учитывая индивидуальные особенности класса можно убрать или добавить некоторые отношения).
Таким образом, даже эта небольшая таблица дает учителю пищу для размышлений при планировании своей воспитательной работы в следующем учебном году.
Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.
Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Рекомендации учителям:
1. Определить сферу интересов ребенка, создать условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
2. Определить обязанности ребенка в классе, следить за их выполнением.
3. Создать ребенку ситуацию школьной успешности. Постараться, чтобы он поверил в свои силы.
Остановлюсь на организации ситуации успеха. Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности.
Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с каким-то временным интервалом, а что-то можно применить единожды.
Я использую так называемое « эмоциональное поглаживание ». Часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!
Надо не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь. Вот несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!».
Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!
Да ты умничка!
Ты очень постарался!
Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Благодарю за работу!
Горжусь тобой!
Ты меня порадовал!
Уже намного лучше!
Грандиозно!
Поздравляю, молодец!
Можно проавансировать успешность результата, сказав:
- У тебя обязательно получится…
- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.
Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:
- Больше всего мне понравилось …
- Наивысшей похвалы заслуживает ...
Еще один интересный прием – работа с “Деревом настроений”, которое используется для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.
На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает критическое отношение к себе, нежелание общаться, недовольство собой и своими достижениями, своим поведением; желтый – солнечное настроение, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.
Так как средствами воспитания культуры поведения являются: моральное убеждение как основное средство воздействия на личность и моральное принуждение как форма морального осуждения, то периодически в классе проводится «Подведение итогов дня» (ежедневное использование «Подведение итогов дня» снижает интерес учеников и не имеет хорошего эффекта). Я это делаю двумя способами:
1. Дети передают друг другу сердечко (мягкая игрушка). По команде «Стоп!» тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало (или порадовал (а) )…
- Сегодня меня огорчило (или огорчил (а) )…
- Я доволен своим поведением, потому что …
- Я не доволен своим поведением, т.к. …
2. У каждого три цветочка (из картона, сделали на уроке технологии):
- Голубой цветок дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать «спасибо»).
- Зеленый - самому уступчивому, покладистому.
- Фиолетовый – самому скромному с вашей точки зрения.
Формулировки указаний (за что) меняются по усмотрению учителя.
- Посмотрим, у кого самый большой букет получился?
- Как вы думаете почему?
Эти приемы, во-первых, побуждают детей к общению, во-вторых, помогают правильно общаться друг с другом. Такая работа помогает сформировать культуру детского общения: умение рассуждать, прислушиваться к чужому мнению, мирно разрешать конфликты.
В этом году у нас в классном кабинете появился «Классный уголок», там есть место для фамилий отличников, хорошистов, детей, занимающихся чем-то вне школы. Ученики класса очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте. А Артём сказал: «Можно я принесу диплом сестры?» (без комментариев).
У каждого ученика есть портфолио, только не в традиционном смысле «Портфолио документов», а «Портфолио творческих работ», т.к. это создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. Ученик сам его оформляет и заполняет. Девизом работы с портфолио ученика - это фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Но составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Дети с удовольствием занимаются составлением своего портфолио.
Коллективное обсуждение всего того, в чем дети участвуют, чем живут, является важнейшим средством воспитания правильных взаимоотношений. Если обсуждение идет под девизом: «Уважай чужое мнение!», то школьники учатся слушать друг друга, согласовывать свои желания с интересами и желаниями других, что и развивает коммуникативные умения, формирует правильные нормы общения между людьми, навык оценки человеческих поступков, самоанализа.
В заключении хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам, психологам и родителям найти подход к ребенку.