Деловая игра для педагогов "Современный учитель – это художник, поэт и творец?"

Цель игры для педагогов: определение профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы на муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения.

Задачи:

  • Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно - категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.
  • Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.
  • Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.

Форма проведения: организационно-деятельностная игра.

Ход игры

Ведущий: Послушайте притчу "Наберись смелости – сделай попытку!"

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

"О вы, подданные мои", - обратился к ним царь, - "у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. "Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?" - спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: "Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Ведущий: Сейчас я предлагаю нам попробовать свои силы и разобраться, каким же должен быть современный учитель, который идет в ногу со временем, может справиться с проблемами и выпустить из стен школы выпускника, современного успешного человека, который также не боится трудностей и обладает определенными компетентностями соответствующими человеку современного общества.
- Сейчас мы с вами поработаем над проектом. Я предлагаю разделиться на 2 группы.

1 группа будет работать над моделью "Современный учитель. Какой он?"
2 группа – "Современный ученик. Какой он?"

Ведущий: Итак, вся работа будет состоять из трех блоков. Задания вы будете выполнять на листах разного цвета.

Первое задание "Желтый цвет"

В современных условиях развития общества мы часто находимся в ситуации неопределенности, когда очень важно уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни учащиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому должен:

  • 1 группа: Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию "современный"?
  • 2 группа: Что должен делать ученик, чтобы соответствовать званию "современный"?

Работа в группах, на выполнение работы 3-4 минуты. В работе вам могут помочь оценочные листы, которые вы использовали при посещении уроков.
Обсуждение. Выводы.

  • иметь активную жизненную позицию;
  • уметь анализировать свое поведение;
  • управлять собой и своими эмоциями;
  • применять творчество в педагогической деятельности;
  • стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • внедрять и использовать новейшие технологии;
  • быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;
  • заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.

Ведущий: Посмотрите пожалуйста на ваши оценочные листы урока и сравните выделяли ли вы такие качества у своих коллег, которые показали нам сегодня уроки.
- Какого качества Вы не выделили? Обратите внимание.

2. Синий цвет

Показателями успешности деятельности учителя и ученика на ваш взгляд является? (Работа в группах. Обсуждение. Выводы)

  • плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы);
  • востребованность учителя;
  • благоприятный эмоциональный фон на уроке;
  • психологический комфорт при общении учащихся с учителем;
  • высокая учебная мотивация учащихся на уроках.

3. Определилите ключевые проблемы современного учителя и ученика:

  1. Недостаточное владение современными информационными средствами.
  2. Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей.
  3. Низкий социальный статус учителя.

Ведущий: Итак, в процессе работы мы с вами выделили основные компетентности современного учителя и ученика. Давайте посмотрим есть ли такие качества личности, которые присущи и учителю и ученику?

- Мы указали на показатели успешности участников образовательного процесса, а также выделили основные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель и ученик в процессе работы, обучения. А если существуют проблемы, значит, есть над чем работать.

Рефлексия

Ведущий: В завершении я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме "Учитель", "Ученик".
- На эту работу отводится около 5 минут. Каждая команда представляет в итоге свой составленный синквейн. Приведу примеры, получившихся синквейнов.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.

Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк . По форме синквейн представляет собой последовательную "лесенку" из пяти строк:

  • В первой строчке тема называется одним словом. (обычно существительным)
  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах. (двумя прилагательными)
  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. (тремя глаголами)
  • Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия ____________
Чувство (фраза) ____________
Повторение сути ___________

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Итог

Ведущий: Мы продуктивно поработали. В споре рождается истина. И, конечно, стало понятно, что если у каждого из нас столько креатива, столько желания к своей работе, то, несомненно, внутри нас огромные ресурсы, которые позволят нам успешно работать в новых условиях внедрения образовательных стандартов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: методическая копилка, игра