Сценарий для подготовительной группы "В гости коляда пришла"

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Задачи:

- познакомить с обрядом  колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, гаданиям, пляскам; 

- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

- воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

 

Звучит фонограмма русской народной песни.

Ведущий:
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
(Читает указ).
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

Ведущий:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!
Дети танцуют под фонограмму песни "Светит месяц", выполняя движения по показу взрослых.

Ведущий: Приглашаю вас справить великий праздник – Рождество Христово

Рассказ о славянском празднике «Коляда»

У славян начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина пекла круглый хлеб. Вся семья собиралась за столом. Стол застилалсяскатертью, под которую клалисоломуилисено. На столе рождественскаякутьядакаша. Обязательно на блюде пирог икренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу –колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым.

Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. 

Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Ведущий: Давайте мы поздравим друг друга с Рождеством и споем «Колядку»:

Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда-молода
Зашла в новы ворота,
А за ней и Мороз
Через тын перерос.
Принес он холод,
Так что дед Архип стал молод.
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!

Ведущий:
Коляда, Коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем,
С комариным сердцем.

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Игра "Пирог".
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий "пирог". Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах "высокинький" поднимают руки вверх, "широкинький" — разводят в стороны, "мякошенький" — гладят по животу. Сразу после слов "Режь его да ешь" к "пирогу" бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется "пирога", уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать "пирог".
Выигрывает группа, забравшая больше "пирогов".

Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру —
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Перетягивание каната

Ведущий: Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет… дам я вам инструменты шумовые. Сказку мы вместе и расскажем.

Раздаёт шумовые инструменты детям

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

Росла в лесу ёлочка–стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки–прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел -«летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом–вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь – ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок – дуем
Ночью над ней загорались звёздочки–вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики – шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки – рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

(озвучивание сказки шумовыми инструментами)

Ведущий: Спасибо ребятушки, интересная у нас получилась сказочка.

Святок не бывает без гаданий. Особенно девушки любят гадать. Узнать свою судьбу.

Поёт

Гадай-гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пойдёт покатится

Попригожей – срядится

Молодцу достанешься…

А давайте-ка и мы с вами погадаем…

Гаснет свет. Ведущий ставит свечу.

В каждой чашке с зерном скрыта ваша судьба. Каждая вещь – предсказание.

Несколько детей достают из чашки предметы.

Монетка – к богатству

Хлеб – к сытой жизни

Зеркало – к новым нарядам

Ведущий: А давайте еще мы погадаем, под горшочки мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят пять горшочков.)
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек – что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце – рушник).

Ведущая: Полотенце! Далеко расстилается… ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек – с булкой).

Ведущая: Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке – кольцо).

Ведущая: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам – женихи!
(В четвертом горшке – лента).

Ведущая: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента – к богатству, прибыли.
(В пятом горшке – пуговица).

Ведущая: Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.

Ведущий: Следующее гадание по профессиям для детей: что попадется, то и сбудется (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

Ведущий: А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Ловите звездочки желаний.

Ведущая: Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание. Только берегите звездочку.

Ведущий: И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра "Жмурки"
"Жмурке" завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Участники игры разбегаются, "жмурка" их ловит. Тот, кого он поймал, становится "жмуркой".

Ведущий: А теперь игра не развлечение

И с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши.

Игра «Чудеса в решете». 

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мячаруками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

«Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй запрещается,
А третий раз не пропустим вас!

Ведущий: А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2. Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4. Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5. В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу — топ-топ.

(Балалайка).

Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)
В гору деревяшка, а с горы – коняшка. (сани)
12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)
Шуба бела весь свет одела. (снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его – копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)

Ведущий: Веселились на загляденье, заслужили угощенье!

Угощает детей баранками

Всё ли вам понравилось?

Что запомнилось больше?

Ведущий: Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Мероприятие заканчивается веселым танцем под песню «Потолок ледяной»
(В соответствии с текстом дети выполняют движения).

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!