Интегрированное занятие к празднику "Белого месяца" (совместно с родителями)
Программное содержание:
- приобщение детей к самобытной культуре и обычаям бурят;
- знакомство с бурятским композитором Чингизом Павловым;
- знакомство с бурятским художником Георгием Павловым;
- развитие познавательных навыков через бурятский фольклор;
- воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения.
Ход занятия
Воспитатель:
- У бурятского народа есть много традиций и обычаев, с некоторыми из которых мы с вами познакомимся сегодня.
Есть обычай такой
Очищая свое жилище
У входа хозяин
Зажигает траву
Ая- ганга- святая трава
Курится дымом бессмертия,
Мы произносим благие слова
Для здоровья, души просветления.
И в нашем зале горит ая-ганга, чтобы в Новом году все были здоровыми.
(Под бурятскую мелодию проходит окуривание святой травой)
- У бурятского народа существует особый обычай приветствовать друг друга, протянув друг другу руки. У младшего по возрасту руки снизу ладонями вверх, а у старших по возрасту руки сверху ладонями вниз.
- Что это означает? Действительно, младшие говорят, что у старших есть опора в жизни, и старшие показывают, что они готовы передать мудрость и опыт молодому поколению.
(Показ приветствия, ведущий подходит к каждому ребенку)
- А чтобы нам узнать, что же это за праздник «Сагаалган», мы с вами посмотрим мультфильм.
Мультфильм о Сагаалгане.
- Посмотрев фильм, вы уже убедились, что в праздник «Сагаалгана», еще его называют «Белый месяц» Любили веселиться, петь песни о своем крае, земле. В Бурятии много выдающихся композиторов, которые сочинили много красивых песен о родном крае, о родной земле.
(Портрет композитора)
Чингиз Ефимович Павлов - композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Бурятии. Чингиз Ефимович Павлов родился 29 декабря 1928 года. Рано лишившись родителей, будущий композитор остался на попечении старшего брата Георгия Ефимовича Павлова. Именно брат, в будущем народный художник России и Бурятии позаботился о судьбе младшего брата и в составе национальной группы отправил его на музыкальные курсы в Уральскую консерваторию. Потом была студия.
Затем он поступает в Уральскую консерваторию. Чингизу повезло с педагогом - он учился в классе знаменитого трубача профессора Н.И. Щелокова, который был не только отличным исполнителем, но и сочинял музыку. Таким образом, Ч.Павлов получил образование не только как оркестрант, но и как композитор.
В 1954 г., молодой музыкант был направлен в оркестр театра оперы и балета, а через год стал музыкальным руководителем и дирижером Государственного ансамбля песни и танца "Байкал". Ч.Павлов успешно пропагандировал музыку бурятских композиторов Б.Ямпилова, Ж.Батуева, Д.Аюшеева, Г.Дадуева, В.Морошкина, сделал ее достоянием не только земляков, но широко исполнял во время гастрольных поездок по Советскому Союзу и за рубежом.
Будучи человеком скромным и требовательным к себе Ч. Павлов долго сомневался, прежде чем включить в репертуар коллектива свое сочинение, предложить певцам свою песню. Зато, как правило, песни эти становились популярными, подхватывались народом. Среди них есть немало настоящих жемчужин, достойных внимания современных певцов, нового прочтения. Недаром ждали его новых песен и становились их первыми исполнителями и Лхасаран Линховоин и Дугаржап Дашиев и Ким Базарсадаев и многие другие именитые артисты.
Чингис Павлов был не только исполнителем, дирижером и композитором, он был и педагогом, и общественным деятелем. Именно он стал основателем оркестра бурятских народных инструментов Гостелерадио, открыл музыкальное отделение в педагогическом училище №1, создал детский духовой оркестр в школе-интернате №1, ввел уроки пения в начальных классах общеобразовательной школы, проводил открытые уроки на Всероссийских семинарах и совещаниях учителей. Его стараниями был создан и ныне знаменитый детский ансамбль песни и танца "Баран".
Остается только сожалеть, что Ч.Павлов не успел стать членом Союза композиторов Бурятии, потому что неуемная энергия проявлялась как в пропаганде музыки старшего поколения национальных композиторов, так и популяризация творчества Б. Цырендашиева, Н. Дамиранова, А. Андреева, Г. Дашипылова и Ю. Ирдынеева.
Ч. Павлов не писал крупных полотен, опер, симфоний и балетов, но та музыка, которую он создал, вошла в золотой фонд бурятского искусства.
В 1980 г. его не стало. И сейчас мы вам исполним красивую песню бурятского композитора Чингиза Павлова, которая называется «Родная мелодия»
Песня: «Родная мелодия» (Совместно с родителями и воспитателями
- Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды. Надевали верхнюю национальную одежду, которая называлась дэгэл. Бурятский народ всегда славился гостеприимством. Символом гостеприимства считается ходак. Гостей встречали приветственным танцем с ходоками.
Приветственный танец с ходоками:
(По окончанию танца все дети друг другу дарят ходаки)
Вед: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские «загадки» очень своеобразные – а «какие» – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.
Белое одеяло степь покрывало (снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
Горшочек умён – семь дырочек в нём (голова).
Палочка, которая победила зверя (Стрела).
Самый маленький заставляет плакать самого большого (Комар).
Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).
Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).
Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).
- Все знают, что юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные. Сейчас мы поиграем в игры про юрты.
Проводится игра «Построй юрту»
Участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
- А теперь мы заселим эти юрты ребятами.
Проводится игра «Займи юрту»
Дети легко двигаются по залу подскоками, по окончании музыки садятся на стульчик – занимают юрту.
Вед: Еще сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся бурятским художником с Георгием Павловым. Родной брат композитора Чингиза Павлова. Два талантливых брата.
Портрет Георгия Павлова
картина Георгия Павлова
Воспитатель: Мы сейчас с вами покажем свои таланты. Когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет знаменитым композитором, как Чингиз Павлов, или знаменитым художником, как Георгий Павлов.
Игра: «Укрась одежду бурятским орнаментом»
Украсим нашу одежду и обувь бурятским орнаментом. (Дети и родители делятся на три команды и украшают бурятским орнаментом унт, халат и головной убор на ватмане).
- У бурятского народа есть свои национальные блюда. Вы знаете какие?
Ответы детей:
- А еще есть бузы. А вы умеете их лепить? А мамы нам помогут.
«Лепим бузы»
Вы хорошо знаете свою Бурятию и обычаи бурятского народа?
Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).
Как по-бурятски называется шапка? (Малгай).
Какие игры связанны с этим праздником? (Игра в ладошки, кольцо, рукавичка).
Назовите названия годов восточного календаря. (Мышь, ……. Кабан).
Какой народный танец исполняется на всех праздниках? (Ехор).
Воспитатель: Так давайте сегодня, в праздник белого месяца, улыбнемся и поздравим друг друга с праздником. И станцуем вместе.
Вед: Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.
Исполняется «Ёхор». (Вместе с родителями)
Песня: «Сагалган»
Рефлексия
Вед: Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.