Цели:
- повышение информированности учащихся по вопросам профилактики ВИЧ и СПИДа;
- формирование навыков общения и принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях;
- формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного поведения, ответственности за свои поступки;
- воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.
Оборудование: мультимедийный проектор, информационные листки, красная бумага, ножницы, двухсторонний скотч.
Участники: обучающиеся 9 класса, врач, родители, учитель, ответственный за ЗОЖ в учреждении.
Форма проведения: ток-шоу «Выбор» с элементами веб-квеста.
Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Подготовительная работа |
|
Создание микрогрупп, распределение ролей |
Обучающиеся сами выбирали группы: - историки; - биологи; - химики; - информатики; - социологи. |
Составление маршрута выполнения задания |
Работа предполагает групповой вид деятельности. Алгоритм работы: 1. Определите свою роль; 2. Изучите список информационных ресурсов; 3. Найдите необходимую информацию по теме в соответствии со своей ролью; 4. Обработайте информацию и оформите свой отчёт в виде интеллект-узла на листе формата А4. |
Задания группам |
Историки: используя интернет-источники, найти информацию о первых фактах появления ВИЧ и СПИДа. Биологи: дать определение понятия ВИЧ, СПИД. Найти информацию о воздействии СПИДа на организм человека. Химики: определить химический состав СПИДа, выяснить, почему нельзя вылечить эту болезнь. Информатики: изучить интернет ресурсы по теме, подобрать видеоролик о воздействии СПИДа на организм человека. Арт-исследователи: найти информацию об атрибутах Дня борьбы со СПИДом, подобрать соответствующие картинки, буклеты; сделать красную ленточку своими руками. Социологи: провести видеоопрос разных категорий людей на тему «Стоит ли говорить о СПИДе?»; провести обработку данных и результаты представить в виде видеофильма и диаграммы. |
Ход проведения
1. Вступительное слово классного руководителя: Добрый день всем присутствующим! Мы часто в своей жизни делаем выбор: от обычных и банальных мелочей до жизненноважных ситуаций. Тема информационного часа, которая заявлена в плане работы класса, меня также поставила в ситуацию выбора. При обсуждении я услышала ваше недовольство и возмущение, ведь тема «избита, замылена, не интересная и скучная».
Сегодня я прошу вас также сделать свой выбор: стоит ли говорить о СПИДе или вполне достаточно той информации, которая уже давно известна всем? Прошу занять места в зале в соответствии с вашим выбором (слева занимают места те, кто считает, что о СПИДе говорить необходимо, справа - те, кто считает, что о СПИДе говорить не стоит). Подростки аргументируют свой выбор.
2. Каждый из вас обладает какой-то информацией по теме. (Высказывание учащихся)
3. А теперь слово участникам веб-квеста. Учащиеся представляют свои исследования:
Историки. По данным интернет ресурсов первые случаи инфицированности наблюдались в Африке ещё в 1959 году, в США - с 1977 года. С 1987 года процесс распространения нового инфекционного заболевания принял характер эпидемии. Болезнь сегодня зарегистрирована в 152 странах мира. В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения зарегистрировано около 2 млн. случаев СПИДа. Данные о числе ВИЧ-инфицированных в зависимости от источника варьируют от 13 до 20 млн., но, по меньшей мере, 8 млн. из них только в Африке.
Болезнь СПИД является трудно контролируемой, что объясняется:
1) отсутствием эффективных средств лечения;
2) отсутствием средств первичной профилактики (вакцинации);
3) трудностями контактов с группами населения, наиболее поражаемыми СПИДом.
Эксперты считают, что для создания вакцины потребуется от 8 до 20 лет. Заболевание характеризуется высоким уровнем летальности - 40 - 90 % За все время, прошедшее с момента описания первых случаев СПИДа , не было ни одного факта излечения или выздоровления от этого заболевания. Все носители возбудителя СПИД являются потенциально больными.
Вирусологические исследования, выполненные научными группами Люка Монтанье в Институте Пастера (Франция) и Роберта Галло в Национальном институте рака (США) позволили в 1983 году обнаружить действительную причину возникновения СПИДа - Т-лимфотропный ретровирус, получивший позже наименование HIV - hyman immunodeficiency virus (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека).
Биологи.
Необходимо отличать ВИЧ и СПИД. Что такое ВИЧ?
Расшифруем аббревиатуру.
В – вирус, паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.
И – иммунодефицита – состояние, при котором снижена функция иммунной системы.
Ч – человека.
Это инфекционное заболевание, при котором поражается иммунная система человека. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у инфицированного человека появятся первые признаки болезни. Ведь человек выглядит вполне здоровым, но может передавать ВИЧ.
Что такое СПИД? Это конечная стадия ВИЧ-инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма.
В результате зараженный человек становиться «беззащитным» перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Единственным признаком болезни может быть увеличение нескольких лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудение. В дальнейшем возникает воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сенгис (заражение) крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.
Химики.
Возбудитель СПИДа - это сложный по строению и химическому составу вирус. Его плавучая плотность в градиенте сахарозы составляет 1,16 гмл. В центре вириона находится его сердцевина, содержащая электронноплотный нуклеоид с вирусным геномом, а также внутренние белки. Вирусный геном, представленный РНК, ассоциирован с ферментом ОТ. Сердцевина покрыта белковой капсулой.
Снаружи располагается внешняя оболочка вириона, состоящая из двойной липидной мембраны, которую вирус приобретает при прохождении через клеточную оболочку. С липидной мембраной связан гликопротеид gp41, с которым соединен наружный гликопротеид gp120, входящий в состав отростков вириона.
При электронномикроскопическом изучении показано, что вирионы ВИЧ имеют сферическую форму, по основным морфологическим признакам соответствуют строению ретро-вирусов. Размеры вирусных частиц могут быть как более мелкие, так и более крупные. Описаны две морфологические формы возбудителя. Одна из них имеет диаметр частиц около 120 нм с полиморфной структурой сердцевины. Для второй морфологической формы характерен диаметр частиц 90 нм с мембранными проекциями и цилиндрической структурой сердцевины.
Сердцевина ВИЧ имеет вытянутую конусовидную или цилиндрическую форму, не полностью заполняет объем вириона, эксцентрически расположена. Внутри нуклеоида находятся вирусный рибонуклеопротеид и ОТ. При тщательном электронномикроскопическом изучении ВИЧ обнаружены два "латеральных тела" неизвестной природы, располагающихся под внешней оболочкой в участках, не занятых вирусным нуклеоидом.
Если говорить более понятным языком, ВИЧ относится к семейству ретровирусов. Под микроскопом он напоминает экзотический цветок очень маленьких размеров. Относится к малоустойчивым во внешней среде вирусам. Он чувствителен к химическим веществам: погибает при воздействии этилового спирта, эфира, хлорамина и даже йода. Возникает вопрос: почему же его нельзя так просто вылечить тем же йодом? Просто йод мы не можем в определённых порциях вводить в кровь – человек умрёт.
Классный руководитель: Скажите, может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).
Информатики.
Мы представляем на наш взгляд наиболее удачный и современный ролик по профилактике СПИДа, т.к. здесь есть и доступная информация и интересный сюжет. (Просмотр видеоролика, комментарий).
Арт-исследователи.
1. Непременным атрибутом 1 декабря является красная ленточка. Мы нашли следующую информацию: Красная лента как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года группой The Visional AIDS Artists* Caucus. Художник Франк Мур жил в провинциальном городке. Соседи носили жёлтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива. Это убедило его, что ленточка может быть метаморфозой и дня СПИДа тоже. Идея была принята группой Visional AIDS. Реклама была сделана удачно. В листовке говорилось: «Возьмите красную ленту длиной 6 см., сверните в верхней части в форме перевёрнутой V. Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить её к одежде.
Учащиеся делают красные ленточки и обмениваются друг с другом.
2. Проект «Красная ленточка» был официально начат на 45 ежегодной церемонии Tony Awards. Всем номинантам и участникам было предложено (довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу, анонсирующему проект, «Красная ленточка станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом, - это то, что к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всём мире».
Так изображение красных лент появилось на футболках, бейсболках, ветровках, рюкзаках. Некоторые ленточки были украшены гранатами и другими камнями, даже рубинами. Ленточки появились на китайских сладостях, ёлочных шарах, почтовых марках. Хоть это не единственный символ участников СПИД-общества, но очень популярный.
3. А ещё мы подобрали информационные листовки, картинки и буклеты по теме и разместили на доске (представление материала).
Классный руководитель: А я снова обращаюсь к вам: может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону. (Учащиеся мотивируют свой выбор).
Социологи.
Просмотр видеоопроса. Мы проводили опрос разных людей (детей и взрослых). Всего было опрошено 23 человека, из них на вопрос «Стоит ли говорить о СПИДе?» положительно ответили 17, что составило 74%, и только 6 человек, что составило 26%, ответили, что это избитая тема. Из этого можно сделать вывод, что тема профилактики СПИДа актуальна для нашего города.
Классный руководитель.
А насколько действительно эта проблема актуальна для нашего города, мы просим поделиться врача. Выступление с информацией о статистике по ВИЧ и СПИД по республике и области.
Классный руководитель.
Как видите, несмотря на то что в нашем городе нет ВИЧ-инфицированных, опасность остаётся. Как вы считаете, почему?
Подростки высказывают своё мнение, предполагают изменение ситуации в связи с огромным притоком народа на строительство АЭС. Возможно, нам придётся столкнуться с такими больными людьми, возможно, в нашем учреждении появятся и ВИЧ-инфицированные дети. Как же поступить в такой ситуации?
Игра «За стеклом». Представьте, что вы встретили старого друга и хотите ему рассказать о себе. (Текст записан на доске и виден только классу и одному из участников игры). Но между вами плотное стекло. Попробуйте передать всё жестами. После игры каждый высказывает свои ощущения (страх непонимания, неловкость).
Классный руководитель.
Да, примерно так ощущают себя в обществе ВИЧ-инфицированные люди. Перед вами снова выбор: как общаться с такими людьми, чтобы не ранить их душу и не заразить себя? (ответы подростков). Думаю, несколько советов вам предложит учитель, который отвечает за ЗОЖ в нашей гимназии.
Выступление.
Классный руководитель.
Вы – будущие выпускники. Многие будут поступать после получения базового образования. Снова жизнь ставит перед выбором. Ведь существует бессчётное количество факторов, влияющих на человека, который оказывается в ситуации выбора. Это – непростые отношения со сверстниками, погоня за новыми впечатлениями, любопытство, стремление к протесту. Так в жизни подростов появляются алкоголь, курение, наркотики, беспорядочные половые связи, СПИД… Как сохранить своё здоровье, безопасность поведения? (обращение к тем, кто против разговоров о СПИДе, обсуждение).
Сегодня у нас присутствуют ваши родители, которые выслушали внимательно ваше мнение и могут дать хороший родительский совет (высказывание родителей).
Рефлексия.
А я снова обращаюсь с вопросом: кто изменил своё решение и считает необходимым перейти на другую сторону? Почему? (Подростки высказывают своё мнение, объясняют, какая информация была для них новой, полезной. Приходят к убеждению, что говорить о СПИДе необходимо, чтобы не забывать мер предосторожности, быть просвещённым и грамотным по вопросам сохранения здоровья).
Классный руководитель.
Самое ценное у человека – это жизнь, а в ней – здоровье. Приятно, что вы сегодня сделали правильный выбор: несмотря на то что о СПИДе много сказано, говорить стоит ещё и ещё, чтобы не заразиться самим, чтобы понять людей, уже заражённых, чтобы нести ответственность за свои поступки, за жизнь своих будущих детей. Ведь мы выбираем – жизнь. Спасибо всем за искренний разговор.