Рабочая программа география России 9 класс

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении "Начального курса географии", "Географии материков и океанов", "Географии России. Природа".

Рабочая программа по географии для 9 класса конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Изучение географии России направлено на:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи
Образовательные.
Воспитательные.
Развивающие.

Планируемые результаты освоения курса географии

Содержание курса

Регионы России (12 ч)

Понятия "район" и "районирование". Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

Европейская Россия (32 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 6). Создаем электронную презентацию "Санкт-Петербург — вторая столица России".

Практикум. Подготовка сообщения "Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей".

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 7). Составляем карту.

Практикум.
1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт.
2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 8). Разрабатываем проект.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

Тема 5. Поволжье (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 9). Готовимся к дискуссии "Экологические проблемы Поволжья".

Тема 6. Урал (5 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 10). Анализируем ситуацию "Специфика проблем Урала".
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 11). Разрабатываем проект "Путешествие по Транссибирской железной дороге".

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 12). Разрабатываем проект "Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века"..

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" - 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.

Календарно тематическое планирование 

№ п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Кол-во

часов

Раздел 1. Регионы России

1/1

Введение. Источники географической информации.

1

2/2

Численность населения России.

1

3/3

Естественный прирост населения.

1

4/4

Демографическая ситуация в России.

I

5/5

Районирование России.

1

6/6

Учимся с «Полярной звездой»

1

7/7

Великие равнины России — Восточно -Европейская и Западно – Сибирская.

1

8/8

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири.

1

9/9

Мерзлотная Россия — Восточная и Севе­ро-Восточная Сибирь.

1

10/10

Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток.

1

11/11

Экологическая ситуация в России.

Пр.Оценка экологической ситуации в регионах России.

1

12/12

Экологическая безопасность России.

1

13/13

Учимся с «Полярной звездой».

1

Раздел 2. Европейская Россия

Тема 1.Центральная Россия

14/1

Пространство Центральной России.

1

15/2

Центральная Россия: освоение террито­рии и население.

1

16/3

Центральный район.

1

17/4

 Пр. Состав района , адм. центры, п\и,  реки, кр. пром. центры города науки.

1

18/5

Волго-Вятский район.

1

19/6

Пр. Состав района, адм. центры, промышленность, реки.

1

20/7

Центрально-Черноземный район.

1

21/8

Пр. Состав района, адм. центры, п/и, реки.

1

22/9

Учимся с «Полярной звездой».

1

23/10

Москва и Подмосковье.

1

24/11

 Учимся с «Полярной звездой».

1

Тема 2.Северо-Запад

25/1

 Пространство Северо-Запада.

1

26/2

Пр. Состав района, адм. центры, п/и, реки.

1

27/3

 Северо-Запад: «окно в Европу».

1

28/4

Северо-Запад: хозяйство.

1

29/5

 Санкт-Петербург — вторая столица Рос­сии.

1

30/6

 Учимся с «Полярной звездой»

1

Тема 3.Европейский Север.

31/1

Пространство Европейского Севера.

1

32/2

Пр Состав района, адм. центры, п/и, реки. Оценка природно- ресурсного потенциала.

1

33/3

 Европейский Север: освоение террито­рии и население.

1

34/4

 Европейский Север: хозяйство и пробле­мы.

1

35/5

Учимся с «Полярной звездой»

Пр. Составление туристического маршрута.

1

Тема 4. Северный Кавказ

36/1

Пространство Северного Кавказа.

1

37/2

Северный Кавказ: освоение территории и население.

1

38/3

Северный Кавказ: хозяйство и пробле­мы.

1

39/4

Пр. Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

Тема5. Поволжье

40/1

Пространство Поволжья.

1

41/2

Пр.  Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

42/3

Поволжье: освоение территории и насе­ление.

1

43/4

 Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

44/5

Учимся с «Полярной звездой». Пр. Проблемы Поволжья.

1

Тема 6. Урал

45/1

Пространство Урала.

1

46/2

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

47/3

Урал: население и города.

1

48/4

Пр. Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

49/5

Учимся с «Полярной звездой»

1

Раздел 3. Азиатская Россия.

Тема 1. Сибирь.

50/2

Пространство Сибири.

1

51/2

Сибирь: освоение территории и населе­ние.

1

52/3

Сибирь: хозяйство.

1

53/4

 Западная Сибирь.

1

54/5

Пр.р. Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

55/6

Восточная Сибирь.

1

56/7

Пр.р. Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

Тема 2.Дальний Восток.

57/1

Пространство Дальнего Востока.

1

58/2

 Дальний Восток: освоение территории и население (1)

1

59/3

Дальний Восток: освоение территории и население (2)

1

60/4

Дальний Восток: хозяйство

1

61/5

Пр.р.14 Состав района, адм. центры, п/и, реки, оценка природных условий и ресурсов.

1

62/6

Учимся с «Полярной звездой»

1

Заключение

63/1

Соседи России.

1

64/2

Сфера влияния России.

1

65/3

Учимся с «Полярной звездой»

1

66/4

Учимся с «Полярной звездой»

1

67/5

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.

1

68/6

Контрольное обобщение  по курсу географии населения и хозяйства России

1

Итого: 68 часов

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!