Тест по обществознанию за курс основного общего образования

Тестирование по обществознанию состоит из 2 частей, включающих 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 включает 6 заданий с развернутым ответом.

Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр. Время на выполнение 3 часа.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26-31).

Для выполнения этих заданий теста по обществознанию необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения;
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Аттестационные материалы для проведения тестирования по обществознанию 

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

1. Глобальная экологическая проблема выражается в
1) организации заповедников и заказников
2) распространении наркомании и алкоголизма
3) истощении природных ресурсов
4) угрозе новой мировой войны

2. Что относится к видам искусства?
1) живопись
2) литературоведение
3) история
4) искусствознание

3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Все это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника

4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
а) Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее.
б) Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются
1) гуманитарные науки
2) естественные науки
3) точные науки
4) технические науки

6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
а) Наука систематизирует знания об окружающем мире.
б) Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Экономическая наука изучает:
1) формы государственного правления
2) социальную стратификацию
3) типы семьи в современном обществе
4) способы хозяйствования людей

8. Объектом налогообложения является
1) торгующая организация
2) имущество граждан
3) научное открытие
4) повышенная стипендия

9. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против
1) крупных предприятий
2) предприятий-монополистов
3) акционерных предприятий
4) частных предприятий

10. Верны ли следующие суждения о безработице?
а) Понятие "полная занятость населения" означает полное отсутствие безработицы.
б) Безработица является характерной чертой рыночной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Родоплеменная общность, в отличие от народности
1) характеризуется общностью языка
2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве
4) объединяет семьи патриархального типа

12. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1) организация досуга
2) ведение домашнего хозяйства
3) первичный социальный контроль
4) продолжение рода

13. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
а) Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.
б) Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Совокупность способов осуществления государственной власти - это форма
1) правления
2) режима
3) устройства
4) суверенитета

15. В конституции государства N закреплены руководящая роль единственной в стране партии и господство одной идеологии. Эти черты характерны для режима
1) унитарного
2) тоталитарного
3) республиканского
4) демократического

16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
а) Исполнительную власть осуществляет парламент.
б) Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

17. Нарушением трудового права является
1) производство и распространение наркотиков
2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа
3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования
4) подделка денежных знаков

18. Что относится к полномочиям законодательной власти в Российской Федерации?
1) составление и реализация государственного бюджета
2) осуществление контроля над денежной эмиссией
3) обсуждение и принятие федеральных законов
4) обращение с ежегодными посланиями к гражданам государства

19. Граждане РФ Сергей и Юлия обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на решение работников ЗАГС?
1) Жених не имеет постоянной работы.
2) Жених состоит в другом зарегистрированном браке, но со своей женой не проживает.
3) Невеста на много лет старше жениха.
4) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.

20. Верны ли следующие суждения о разделении властей в правовом государстве?
а) Разделение властей является признаком, характерным только для республиканских государств.
б) Принцип разделения властей заключается в распределении полномочий между центральными и местными органами власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

21. В приведенном списке указаны черты сходства и черты различия между прямыми и косвенными налогами. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) обязательный безвозмездный платеж;
2) устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу;
3) не могут быть переложены на других лиц;
4) взимаются как с юридических, так и с физических лиц.

Черты сходства

Черты отличия

 

 

22. Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Правонарушения

а) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.
б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.
в) В здании, которое занимает фирма "Промтовары", пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.
г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанности с завтрашнего дня.
д) При приеме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

Отрасли права
1) административное право
2) трудовое право

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
а) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления.
б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии.
в) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.

Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

 

 

 

24. Ученые опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны N. Им задавали вопрос: "Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?"

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

ДиаграммаДиаграмма

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Девушки в равной мере связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Большая доля юношей, чем девушек, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

25. В стране N был проведен социологический опрос о роли, которую выполняет в семье тот или иной ее член женского или мужского пола.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

ТаблицаТаблица

1) В стране N имеется развитая сеть детских садов.
2) В значительной части семей в стране N распределение семейных обязанностей не соответствует традициям патриархальной семьи.
3) Значительная часть семей в стране N многодетная.
4) В стране N значительная часть женщин занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
5) Среди семей страны N встречаются семьи расширенного типа.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная - биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные.

Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы...

Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.

Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

27. Какие две группы наук о человеке выделяет автор?

Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? Назовите два положения.

28. Автор пишет, что "и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие".

Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трех видов знания.

29. Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру.

Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

30. Автор называет философию в качестве примера гуманитарных наук. Назовите не менее двух других гуманитарных наук.

Чем гуманитарные науки отличаются от общественных (социальных)? Назовите не менее трех общественных наук.

31. Автор пишет, что "любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного".

Приведите по одному примеру наличия в человеке этих двух проявлений - природного и разумного.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!