Внеклассное занятие для учащихся 4-6 классов "След горлицы обыкновенной, или следствие ведут колобки"

Цель занятия – формирование положительного отношения к редкому виду - горлице обыкновенной.

Задачи занятия:

  • Способствовать развитию у школьников интереса к горлице путем знакомства с биологическими особенностями строения и образом жизни, его местом в экосистеме.
  • Способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения.
  • Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников.

Учащиеся получат новые знания и навыки:

  • основные биологические характеристики горлицы обыкновенной;
  • экология горлицы обыкновеннойи ее роль в природе;
  • враги и лимитирующие факторы в жизни горлицы;
  • навыки работы в команде (малая группа).

Целевая аудитория занятия: обучащиюеся среднего школьного возраста (4-6 классы).

Оборудование и средства: фонограммы "Следствие ведут Колобки", видео "Горлица обыкновенная", изображение обыкновенной горлицы, схематичные рисунки туловища птицы, перо птицы, заготовки следов, карточки с изображением материалов для работы, карточки поэтапного выполнения изделия, медиаустановка.

Ход занятия

Актуализация знаний

Было уже поздно. На улице дул пронизывающий холодный ветер. За день я очень устала, но нужно было еще приготовиться к урокам. Устало опустила голову, прикрыв глаза… Вдруг послышались голоса за окном. Взглянув в окно, я никого не увидела. Вернувшись к столу, обнаружила записку. Прочитаем?

Уважаемая ________!
Все, что здесь написано, является чистой правдой!!!! Нам кажется, что эта история будет полезной и познавательной для всех вас, ведь место, в которое мы совершили путешествие, вам как юным орнитологам, тоже будет полезно побывать.

Но чтобы попасть в это место надо воспользоваться нашими подсказками? Следы от наших ног еще не смыла вода. P. S. Чтобы следы оказались полезными необходимо отгадать ребусы и загадки. Дерзайте!!!
Ваши друзья, Колобки.

Анализ знаний учащихся

Данные задания записываются на "следах Колобков", с одной стороны которых записываются задания, а с другой указывается буква. "Следы" спрятаны в разных частях класса.

След 1. Буква Л – разгадай ребус

РебусРебус

След 2. Буква Е – дай правильный ответ

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

Птица, истребляющая грызунов? (Сова)

Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки)
5. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (У иволги)

След 3. Буква С – Реши анаграмму

  1. ЕДЛЯТ (Дятел)
  2. ЗИБЛЯК (Зяблик)
  3. ЕЕПЛЕПР (Перепел)
  4. УАХИЩП (Пищуха)

- Расположите следы по порядку и отгадайте слово.

Изучение нового материала

(идет параллельно чтению записки и работой с картинами–загадками)

- Вот вы и дошли до пункта назначения... Это лиственный лес. Но зачем же мы попали сюда?
- Посмотрите, перо. Как вы думаете, какой птице принадлежит это перо? (фото пера)
- Затрудняетесь ответить? Но чтобы приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь подсказками нашей коллеги, криминалиста Шефа. Он отправил нам телеграмму. Прочитаем.

"Особые приметы: очень любит рыбий жир; при звуках флейты теряет волю…". Ой, подождите, это какая-то ошибка. А, вот, нашла.

- Это вид птиц из семейства Голубиных. Все еще затрудняетесь ответить? Тогда следующая подсказка.
- Это небольшая птичка, у нее есть длинный хвост. Голубовато-серая головка, крылья и спина окрашены в черно-бурые цвета.
- Все еще есть затруднения?

- Шеф успел ее сфотографировать, вот фотография. (показывает)
- Знаете ли, ребята, что это за птица? (Ответы детей)

- Правильно, обыкновенная горлица. Обыкновенная горлица была избрана птицей 2019 года Еще сравнительно недавно она считалась нередким обитателем лесной и степной зон Европы, а теперь будущее горлицы обыкновенной вызывает у орнитологов серьезные опасения.

Обыкновенная горлицаОбыкновенная горлица

Физкульминутка "Горлицы"

Горлицы прыгают, летают (дети прыгают, машут руками)
Зерна птички собирают. ("клюют")
Перышки почистили, (вращение рук в кистях)
Клювики почистили (изображают)

Горлицы воркуют (опустили расслабленные руки)
Зернышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. (садятся)

- Ребята, помогите составить научную классификацию горлицы обыкновенной, Шеф опять оставил нам подсказку. Вам необходимо из предложенных пунктов правильно составить классификацию горлицы обыкновенной. (пазл-схема)

  • Царство: Животные
  • Тип: Хордовые
  • Класс: Птицы
  • Отряд: Голубеобразные
  • Семейство: Голубиные
  • Род: Горлицы
  • Вид: Обыкновенная горлица

- Молодцы, ребята! Вы все сделали правильно! Подождите, звонок по телефону. Это Шеф. "Шеф, а я Вас слышу!" Ребята. А у Шефа к нам вопрос: "А на слона, ой, горлицу справочка имеется?"
- Хм, наверно нам необходимо дать характеристику горлицы обыкновенной.
Презентация о горлице обыкновенной. (сопровождается докладами детей)

1-й обучающийся:
Обыкновенная горлица достигает размеров от 26 до 29 см и весит около 300 г. Голова у нее серо-голубого цвета, глаза красные, спина коричнево-бурая, на крыльях и спине расположен крупный черно-охристый орнамент в виде чешуек, на шее есть горизонтальные черные и белые полоски, клюв серого цвета, зоб, грудь и верхняя часть живота розово-серого цвета. На длинном хвосте расположена белая полоса.

Ноги кирпично-красного цвета. Окрас молодняка более блеклый. Полоски на задней части шеи появляются только у половозрелых особей. Легко узнать обыкновенную горлицу по параллельным чередующимся черным и белым полоскам по бокам шеи. У родственной кольчатой горлицы, да и у других видов горлиц тоже имеются полоски на шее, но у обыкновенной горлицы их вид довольно специфичен и позволяет отличить ее от близких родственников.

Самцы и самки горлицы обыкновенной выглядят одинаково. Звук, издаваемый обыкновенной горлицей, звучит как "турр-турр".

2-й обучающийся:
Распространена обыкновенная горлица в Северной Африке, почти во всей Европе, за исключением Скандинавии и Ирландии, в Западной и Центральной Азии. Птица перелетная, на зимовку отправляется в центральные области Африки и на юго-запад Аравийского полуострова - к югу от Сахары.

Горлица обыкновенная для жизни предпочитает сады и сухие, светлые части леса. Любит селиться в сельской местности, лесополосах, пойменных лесах. Обязательно наличие водоема недалеко от гнезда – птица часто пьет.

Она более пуглива и осторожна, чем горлица кольчатая. У горлиц много врагов: хищные птицы охотятся на взрослых особей; кошки, белки, сороки и сойки разоряют гнезда и поедают птенцов. Во многих странах популярна охота на горлицу. Причем мясо маленького голубя не представляет гастрономической ценности, охота на нее ведется исключительно из спортивного интереса.

3-й обучающийся:
Обыкновенная горлица - растительноядная птица. В первую половину лета основным кормом ей служат семена самых различных диких растений, собираемые на лугах, выгонах, по берегам рек и т. п. Во вторую половину лета она посещает убранные хлебные поля, где собирает опавшие на землю зерна. Предпочитает зерна пшеницы, проса, гречихи.

Она нуждается в воде и регулярно летает на водопой после утренней кормежки, а иногда и вечером. Горлицы, как и все дикие голуби, создают пару на всю жизнь. Период размножения наступает в марте-апреле, но при благоприятных климатических условиях птицы этого вида могут откладывать яйца круглый год.

Физкультминутка для глаз

- Ребята, проследите взглядом полет птиц на картинках.

Полет птицПолет птиц

- Ребята, опять звонок. Алло, Коллега, я Вас слушаю?
- Ничего не понимаю. Что же это получается?

- Получается очень интересное дело… Дело об исчезновении горлицы обыкновенной!
- А что… А что, у нас сообщали?
- Угу…

- Ребята, Во второй половине XX века территории России численность горлицы обыкновенной оценивалась в 1 750 000–2 880 000 пар.В конце двадцатого века численность обыкновенной горлицы стала резко снижаться, этот процесс продолжается. Сегодня она находится под охраной в девяти субъектах Российской Федерации, занесена в региональные Красные книги.

- Современную численность обыкновенных горлиц в России орнитологи оценивают в 7 – 15 тысяч пар.Точных данных о причинах падения численности нет, возможно, это воздействие усилившихся засух в местах зимовки, использование ядохимикатов в сельском хозяйстве, может быть даже конкуренция с увеличившей свой ареал кольчатой горлицей.

- Как говорит наш любимый Шеф "Ничего не понимаю! Или что-то случилось, или одно из двух!" Ребята, составим фоторобот горлицы.

Упражнение "Нарисуй горлицу"

(кинезиологическое упражнение)
- Каждому участнику я даю карточку с силуэтом горлицы и предлагаю нарисовать оперение на силуэте. На выполнение упражнения дается 3 минуты. (Все рисунки перемешиваются. Ученикам предлагается найти свой рисунок)

- Ребята, как вы нашли свою горлицу? (По индивидуальному виду и окраске перьев)

Закрепление знаний

- Ребята, опять звонок! Это Шеф! Говорит загадками и просит не суетится. Требует, чтобы мы срочно разгадали кроссенс. Он выслал его нам факсом. Итак, посмотрим.
Напомню, как работать с кроссенсом. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам по периметру к центру по часовой стрелке.

КроссенсКроссенс

- Молодцы! Разгадка кроссенса – Красная книга. К настоящему времени обыкновенная горлица занесена в Красные книги 9 субъектов РФ, но произошло это лишь в последние годы, когда резкое падение ее численности стало уже особенно выраженным. И поэтому для ее сохранения крайне важно своевременно занести данный вид в Красную книгу России.

- Колобки прислали СМС "Встречаемся в …ндцать часов в условленном месте". Нам пора возвращаться в класс. На память о путешествии я предлагаю вам составить акростих на обратной стороне карточек с изображением горлицы. (использовались для рисования)
- На каждую букву подберите слова, характеризующие эту скромную птицу. Посмотрим, что у вас получилось.

Например:
Г…грациозная
О…обыкновенная
Р…редкая

Л…легендарная, любимая
И…изящная
Ц…цепкая
А…ангельская

- Была ли эта история наяву, или это было просто сон... Спасибо Колобкам, что помогли нам узнать, о птице 2019 года – горлице обыкновенной. Спасибо вам за занятие, ребята!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеклассное занятие