Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Главная тема 8 класса «Традиция и современность» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с ХХ веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФГОС основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МКОУ СОШ №_, допущенная Министерством образования Российской Федерации.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
Музыка 8 класс
«Традиция и современность в музыке».
35 часов – 1 час в неделю.
Музыка «старая» и «новая» – (1 ч).
Настоящая музыка не бывает «старой» – (1 ч).
О традиции в музыке (33ч.)
Живая сила традиции – 1 (ч)
Сказочно – мифологические темы - 5 (ч)
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в балете «Весна священная» И.Стравинского.
Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна».
«Благословляю вас, леса…»
Обобщение по теме «Сказочно-мифологические темы в музыке» - 1 (ч)
Мир человеческих чувств – 10 (ч).
Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слезы людские, о слезы людские…».
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Тема любви в музыке. П.Чайковский. «Евгений Онегин».
«В крови горит огонь желанья…».
Обобщение по теме «Мир человеческих чувств». - 1(ч)
Трагедия любви в музыке.
Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты - 5 (ч)
Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке - 8 (ч)
Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана.
Обобщение по теме «В поисках истины и красоты» - 1 (ч)
Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка).
Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А.Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет».
Музыка всегда остается.
Заключительный урок по теме « О современности в музыке». - 1 (ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Требования заключаются:
- В умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);
- В умении обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
- В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
- В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).
Скачать полную версию