Пояснительная записка
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по "Начальному курсу географии", через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Целью изучения курса факультативных занятий "Решение задач по географии" является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала "Начального курса географии". На уроках географии в 6-7 классе закладываются основы многих практических умений учащихся, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии. Этим обусловлена актуальность подобного факультативного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках "Начального курса географии" в 6 и 7 классе достаточно велико, поэтому введение подобного курса факультативных занятий будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного рода географических задач.
Факультативный курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии.
Задачи изучения данного факультативного курса:
Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по "Начальному курсу географии" через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Используемые технологии, методы и формы работы: при организации занятий школьников 6 классов необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
На занятиях применяются следующие методы:
Планируемые результаты освоения курса "Решение задач по географии"
Содержание
Раздел I. Решение задач по плану и карте
Тема 1. Масштаб. Работа с масштабом
Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений.
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.
Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.
Тема 2. Ориентирование на местности. Азимут. Измерение расстояний на плане местности
Определение сторон горизонта разными способами. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.
Виртуальные путешествия по азимуту по плану местности. Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь).
Решение задач на движение по азимутам.
Тема 3. Абсолютная и относительная высота
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности.
Тема 4-5. Изображение неровностей рельефа на плане местности с помощью горизонталей и бергштрихов
Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов.
Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности. Построение простых профилей холмов и впадин.
Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.
Тема 6. Суточное движение Земли. Форма и размеры Земли
Решение задач на определение радиусов и диаметра Земли, определение масштаба глобуса. Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли. Решение задач на определение изменения веса в различных местах земного шара – как способ объяснения формы Земли.
Решение задач на определение длины экватора на глобусах разного масштаба.
Тема 7. Годовое движение Земли
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.
Тема 8-9. Градусная сетка карты. Меридианы, параллели
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Тема 10-12. Географические координаты. Определение местоположения объекта по одной координате
Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат.
Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара)
Тема 13-14. Часовые пояса
Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Решение задач на определение местного и поясного времени.
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана.
Раздел II. Решение задач по теме "Оболочки Земли" (5 ч)
Тема 15. Литосфера Земли. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине.
Тема 16. Гидросфера Земли
Составление описания водных объектов по карте. Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера реки от форм рельефа. Определение границ и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока. Решение задач на определение скорости движения льда по предложенным данным (длине ледника, скорости его движения и т.д.).
Тема 17-19. Атмосфера Земли
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности; определение средних температур; определение амплитуд. Сравнение полученных данных средних температур с данными многолетних наблюдений (на местном материале). Анализ графиков показателей метеорологических элементов.
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере.
Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Построение схемы движения ветра; решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров.
Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха.
Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение годовой суммы осадков.
Решение задач на определение высоты образования облаков; построение диаграмм облачности.
Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Простейшие приёмы работы с синоптическими картами.
Тема 20. Биосфера Земли
Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв (на местном материале). Механизмы приспособления растений и животных к определённым природным условиям.
Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.
Тема 21-22. Размещение населения Земли. Политическая карта мира
Построение и анализ диаграмм половозрастного состава населения. Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от природных условий.
Тема 23-28. Природные ресурсы и хозяйственная деятельность
Решение задач по составлению прогнозов истощения разных видов полезных ископаемых. Составление творческих проектов, направленных на сохранение природных ресурсов. Составление проектов-прогнозов по использованию местных природных ресурсов.
Тема 29-34. Экология
Поиск информации по проблемам окружающей среды в мире. Защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
1 |
Масштаб. |
1 |
2 |
Ориентирование на местности. Азимут. |
1 |
3 |
Абсолютная и относительная высота. |
1 |
4-5 |
Изображение неровностей рельефа на плане местности. |
2 |
6 |
Суточное движение Земли. |
1 |
7 |
Годовое движение Земли. |
1 |
8-9 |
Градусная сетка карты. |
2 |
10-12 |
Географические координаты. |
3 |
13-14 |
Часовые пояса. Определение времени часового пояса. |
2 |
15 |
Литосфера Земли. |
1 |
16 |
Гидросфера Земли. |
1 |
17-19 |
Атмосфера Земли. |
3 |
20 |
Биосфера Земли. |
1 |
21-22 |
Размещение населения Земли. Политическая карта мира. |
3 |
23-28 |
Природные ресурсы и хозяйственная деятельность |
6 |
29-34 |
Экология. |
6 |