Цель урока: познакомиться учащихся с книжной графикой художника Тамары Юфа.
Задачи:
Опорные понятия и термины: эпос "Калевала", иллюстрация.
- Ребята, я рада Вас видеть! Давайте встанем, поприветствуем друг друга.
- Сегодня на уроке Вам понадобятся краски, кисти, альбомный лист и баночка для воды. Мы будем выполнять очень интересную работу.
- Ребята, сейчас я попрошу Вас посмотреть видео-слайды и сказать: что общего Вы заметили в данных изображениях? (Женщины, матери и дети)
- Вы правы! Здесь представлены женские образы. Именно "Женские образы" - первая часть нашей темы урока.
- Давайте посмотрим на фотографии на слайде, как Вы думаете, какую из представленных работ выполнил карельский художник?
- Правильно! На самом деле левое изображение - работа карельской художницы Тамары Юфа, а правая - Бадри Топурия, художника из солнечной грузии. (именно поэтому в его работе используются теплые оттенки)
- Давайте выявим особенности работ Т. Юфа, что в них необычного? И почему? (Ученики высказывают свое мнения, делятся впечатлениями об иллюстрациях)
Раскрываю книгу "Калевала", листаю страницы.
- Ребята, обратите внимание, в книге представлены иллюстрации. Как Вы можете объяснить: чем иллюстрация отличается от картины, находящейся в музее или украшающей стены класса? (Иллюстрации сопровождают \ поясняют текст)
- Верно! В руках у меня находится "Карело-финский эпос Калевала", догадываетесь о ком пойдет речь на уроке? (О "Женских образах Эпоса "Калевала")
- Знаете ли Вы какое название носит 2019 год в нашей Республике? ("Калевала")
- Вы правы! Годом Калевалы! А кто мне может сказать, что такое Калевала?
- Почти все Ваши ответы уместны. Но Калевала включает в себя много видов искусства, она является карело-финским эпосом. Эпос объединяет в себе: историю, музыку, литературу, изобразительное искусство.
- А изобразительное искусство имеет разнообразные формы проявления. Об одном из них мы сегодня поговорим.
Демонстрирую ребятам различные издания эпоса Калевала. Перелистываю страница. Задаю вопрос:
- Что Вы видите?
- Вы правы! Картинки и рисунки сопровождающие текст в книге называются - иллюстрации. Об иллюстрации сегодня и пойдет речь.
- Давайте посмотрим слайды! Обратите внимание на иллюстрации. Что их объединяет?
- Молодцы! Вы подметили сразу две важные для нас особенности: на них изображены женщины и работы действительно выполнены одним автором, нашей карельской художницей Тамарой Юфа!
- Кто-нибудь слышал о ней?
На экране открывается тема урока "Женские образы эпоса Калевала".
- Для изучения новой темы Вам необходимо поделиться на 3 группы - предлагаю работать командами. (Ваш ряд - ваша команда)
- Я сейчас на стол выкладываю детали пазл, по одному представителю от команды приглашаю ко мне, необходимо разобрать детали только для своей команды. (разница в цвете деталей)
- Когда все детали будут собраны и картинка соберется воедино, попрошу Вас дать мне сигнал.
- Вы молодцы! Так быстро со всем справились!
- Теперь я попрошу Вас подобрать характеристику к женскому образу, изображенному на иллюстрации. (Ребятам выдается описание героинь, они должны сопоставить изображение и текст)
- Отличная работа! Какая из героинь Вам больше симпатична: Айно, мать Айно, Лоухи?
- Ребята, после сделанного выбора в пользу одной из героинь, приступают к выполнению работы.
- Ребята, давайте еще раз поговорим: как звали героинь эпоса "Калевала"? (Айно, мать Айно, Лоухи)
- Работы какой художницы мы сегодня смотрели? (Тамары Юфа)
- Какой вид рисунка Вы сегодня попробовали? (иллюстрация)
- Ребята, посмотрите: какие замечательные иллюстрации у Вас получились, каждая красива по своему, каждая передает Ваш индивидуальный подход, Ваши чувства и отношение к героине.
- Вы молодцы! Давайте организуем выставку Ваших прекрасных иллюстраций. Предлагаю Вам взять магнитики и украсить нашу классную доску. (вывешивают свои работы на доску)
- Марина, что понравилось тебе сегодня на занятии. (ответы учащихся)
- Артем, что тебе было тяжело нарисовать?
- Спасибо большое за урок!