Сценарий сопровождается презентацией, музыкой, стихами для детей.
Звучат первый куплет и первый припев песни «Священная война». На экран проецируется плакат «Родина - мать зовет».
Ученик: Воскресный день 22 июня 1941 г. навсегда останется в памяти нашего народа. Он стал чертой, поделившей жизнь страны на две части: ту, что была до войны, и ту, что предстояло прожить: выстоять и победить.
- С этого момента начался отсчет 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. И каждый из этих дней требовал от советских людей проявления их лучших качеств, необыкновенной стойкости, мужества и веры в победу.
2-й ученик:
Памятка Немецкого солдата
Помни и выполняй: ... yет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце - для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.
...У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или Женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.
...Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты - германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном - о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.
3-й ученик:
Памятка советского солдата
За наших матерей жен и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперед, на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед, на. Запад! Там ждут, нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая, победа над немецко-фашистскими захватчиками.
Не давайте фашистам покоя ли днем, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и повсюду. Сила армии в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина - залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира - закон.
4-й ученик: История дает нам немало примеров героических сражений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, российский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым переломил ход крупнейшей в истории человечества войны. С малоизвестной высоты с отметкой «102,0» - Мамаева кургана - Красная Армия, по словам Маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину.
Чтец:
«Вернешься - ты будешь героем,
ты будешь бессмертен. Иди!»
И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед — и в века:
Как это не просто — в молчанье
коснуться рукой козырька,
расправить шинельные складки,
прислушаться к дальней пальбе,
взять светлую сумку взрывчатки
и тут же забыть о себе:
А почестей мы не просили,
не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
солдатской наградой была.
Да много ли надо солдату,
что знал и печаль и успех:
по трудному счастью — на брата
да Красное знамя — на всех.
1 ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его, 6-я полевая армия Паулюса.
Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного, и вооруженного, и численно превосходящего противника.
2 ученик: 17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталинградский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма. В бою близ Хутора Калмыков, в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика отражали атаки 30 немецких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото — он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве. 23 июля первый во время битвы воздушный таран совершил летчик Александр Попов.
3 ученик: В августовские дни 42-го в Сталинградском небе отличился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мессершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.
4 ученик: Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на югe у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <...> Подписано: Народный Комиссар Обороны И. Сталин.
Чтец
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопке пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты:
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то...
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы Все-таки берем.
1-й ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолетовылетов.
2-й ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали пристани, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось прорвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к цехам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней рабочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных, частей Красной Армии.
3 ученик
Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города
Родные сталинградцы! Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города, снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяжелый дни! Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.
Товарищи сталинградцы!
Не отладим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками
Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.
Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного Дома! 23 августа 1942 года
4-й ученик: Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было построено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Писатель Константин Симонов, работавший тогда военным корреспондентом газеты «Красная звезда» так написал о героизме защитников города: « Сегодня мы еще держимся, мы еще не побеждаем, но слава солдата каждый день и каждую ночь рождается здесь».
1 ученик: Оборонительное сражение под Сталинградом приобретало все более ожесточенный характер. 14 сентября противник продолжал бомбить центр города, завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград—1», здание которого несколько раз переходило из рук в руки. Потери с обеих сторон были огромными.
2 ученик: Из Предсмертной записки комиссара 272-го стрелкового полка И.М. Щербины комиссару дивизий: «Тов. Кузнецов, если я погибну, одна моя просьба — семья, другая моя печаль — надо было бы еще сволочам дать по зубам, т.е. жалею, что рано умираю и немцев убил лично только 85 штук. За Родину, ребята, бейте врага!»
3 ученик: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.
4 ученик: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Я назову лишь несколько имен:
Матвей Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до; места разрыва линии Связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.
1 ученик: Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.
2 ученик: Василий Зайцев - снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Коцингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.
3 ученик: Яков Павлов - сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его непрерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа.
4 ученик: Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учрежденной 22 декабря 1942 года медалью «За оборону Сталинграда»
1-й ученик: Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне. ...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армий, как подобает погибать. Декабрь 1942 года
Чтец:
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что. мать..
И на что надеется она?
Много лег, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых, не пришло.
... Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино - и стар, и мал
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
— Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась — вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
— Алексей! — кричали земляки.
— Алексей! — просили. — Добеги!
Кадр сменился. Сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку сын бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
— Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино...
Все ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
Исполнение песни Н. Носова «Мы не погибли» (исполнение под гитару).
2 ученик: Юным защитником Сталинграда был шестилетний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почитает. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обнаружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка. Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».
3-й ученик: 19 ноября 1942 года Советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление, началась операция «Уран». Силами войск Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов должна была быть прорвана оборона противников.
4-й ученик: Ожесточенные бои на развалинах Сталинграда продолжались еще несколько дней. 6-я немецкая армия под ударами Советских войск бесславно гибла. Район боев представлял собой ужасающую картину: среди сплошных развалин громоздилась разбитая брошенная техника, валялись тысячи трупов, оставшиеся в живых немецкие солдаты были на грани безумия. Брошенные на произвол судьбы своим верховным командованием солдаты и офицеры отчаянно сопротивлялись.
1-й ученик: 2-го февраля капитулировала северная группа противника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй мировой войны. В Германии был объявлен траур.
2-й ученик: Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других театрах Второй мировой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.
3 ученик: «Победа наших войск под, Сталинградом ознаменовала собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории» (Т.К. Жуков).
1 ученик: «Сам Сталинград стал, символом мужества, стойкости русского парода и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания, Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы… Это действительно удивительная победа!» У. Черчиль, премьер- министр Великобритании.
2 ученик: «Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии» (Ф. Рузвелът, президент США).
3 ученик: В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почетный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда - крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».
4 ученик: Отгремели бои, закончилась война. Но осталась память как связующая нить с нашей героической историей.
Звучит фрагмент песни «Журавли» (начитка под музыку)
1-й ученик: Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября1967 года на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль.
2 ученик: У подножия Мамаева кургана растет березка. Посадил ее Федор Рыкунов в память о погибших в годы войны четырех братьях. С 13 апреля 1965 года по инициативе Лидий Степановны Пластиковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в намять о родных, погибших в годы войны.
Чтец:
Родина суровая и милая
Помнит все жестокие бои
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Дней военных грозные мелодии,
Радость или горькая нужда
Все проходит, остается Родина,
То, что не изменит никогда.
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь!
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести!
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.
6 ученик: Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталинградом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать».
Чтец
В свой срок - не поздно и не рано -
придет зима, замрет земля.
И ты к Мамаему кургану
придешь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на краю метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
каким он был, их ратный путь!
Февраль-февраль, солдатский месяц
пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдет. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль - февраль. Солдатский месяц -
Горят гвоздики на снегу.
Ведущий: Война закончена. Но мы помним героев, которые отстояли мир.
Исполнение песни «Поклонимся великим тем годам»
Минута молчания.
Выступление ветерана Великой Отечественной войны Гоменко С.В.
Скачать полную версию классного часа посвященног 9 мая "Мамаев курган" вы можете по ссылке ниже