Исследовательская работа по физике на тему "Физика в спорте (единоборства)"

Физика – одна из величайших и важнейших наук, изучаемых человеком. Ее наличие видно в любых сферах жизни. Не редко открытия в физике меняют качество жизни, помогают добиваться значительных результатов в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе улучшения спортивных достижений.

В современном мире планка спортивных достижений поднята настолько высоко, что благодаря лишь физической подготовке спортсмену трудно достичь высокого результата.

Каждый из нас знает, какое место занимает спорт в жизни человека, но далеко не все размышляли над вопросом, какая связь между спортом и физикой, как развитие физической науки влияет на совершенствование спортивных достижений.

Актуальность: в настоящее время дзюдо является популярным видом спортивной борьбы в целях укрепления здоровья и обучения эффективной самозащите.

Объект исследования: физика в борьбе.

Предмет исследования: дзюдо.

Гипотеза: знание законов физики и умение их применения может улучшить технику и силу приемов спортсмена.

Цель исследования: рассмотреть, какие законы физики применяются в дзюдо.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с таким видом единоборств, как Дзюдо.
  2. Сделать вывод на основании полученных данных.

Метод исследования: теоретический и практический.

I. Ознакомительная часть

1.1. История

Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжелый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете.

Ранняя история дзюдо неотделима от истории жизни его создателя - Дзигоро Кано, выдающегося японского общественного деятеля и педагога, чья деятельность была отмечена орденом Восходящего солнца. Дзигоро Кано с детства интересовался дзюдзюцу, в юности изучал стили дзюдзюцу школ Тэндзин Синъе-рю и Кито-рю. На их основе он разработал новую систему борьбы, которой дал название Кодокан дзюдо.

Дзигоро Кано (1860-1938) создатель дзюдоДзигоро Кано (1860-1938) создатель дзюдо

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзюдзюцу (джиу-джитсу), но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой "путь" (до) самосовершенствования, а не технику (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзюдзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека.

Кано не стал включать в список разрешенных к применению на соревнованиях по дзюдо ряд наиболее опасных приемов из дзюдзюцу, чтобы сделать соревнования более безопасными для участников. При этом более травмоопасные приемы продолжают изучаться в форме ката.

Первый зал школы дзюдо Кодокан имел площадь всего 12 татами (около 22 м²), но, благодаря организаторским талантам Дзигоро Кано, дзюдо довольно быстро стало широко известным. Способствовали этому и возглавленное Ассоциацией воинской добродетели (Дай Ниппон Бутокукай) движение за возрождение будо, и соревнования с представителями других школ дзюдзюцу, проходившие в период с 1885 года по 1888 год под эгидой Главного полицейского управления, в которых участвовали дзюдоисты. Одним из участников этих соревнований был Сайго Сиро, известный как "гений дзюдо".

К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований. С сентября 1888 года, благодаря Ясиро Рокуро, дзюдо стали изучать курсанты Военно-морского училища.

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо, в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Дзигоро Кано как руководитель самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета. В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост ее президента. В 1922 году Кано был избран членом верхней палаты японского парламента - Палаты пэров. В 1926 году в Кодокане была открыта секция дзюдо для женщин.

До самой своей смерти в 1938 году Дзигоро Кано активно развивал дзюдо в Японии и в мире. Дзигоро Кано не присваивался никакой дан (поскольку он являлся основателем дзюдо, и сам присваивал, даны дзюдоистам). Способствовал популяризации дзюдо и выход романа Цунэо Томиты "Сугата Сансиро", по которому впоследствии Куросавой был снят одноименный фильм (известный также под названием "Гений дзюдо").

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. После снятия в 1948 году запрета на изучение в Японии боевых искусств, занятия дзюдо снова были включены в программу общеобразовательных школ.

В 1982 году (в 100-летнюю годовщину основания Кодокана) раздел бросковой техники дзюдо Гоке-но-Вадза был переработан и расширен, затем в 1997 году в Кодокан дзюдо было добавлено еще два броска. С 1997 года в Японии стали проводиться соревнования по ката.

1.2. Дзюдо

Дзюдо́ (яп. 柔道 дзю: до:, дословно - "Мягкий путь"; в России также часто используется вариант перевода "Гибкий путь") - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано 1860 - 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам - корю будзюцу).

В отличие от бокса, карате и других видов единоборств с преобладающей ударной техникой в стойке, основу дзюдо составляют броски, болевые приемы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. В исторических разновидностях дзюдо на этапе его зарождения и становления присутствовала высокоразвитая ударная техника (атэми вадза), которая продолжает изучаться в разновидностях дзюдо преподаваемых для военных и полиции, а также для самозащиты.

В то время как в соревновательных стилях (спортивное дзюдо) удары и часть наиболее травмоопасных приемов изучаются только в форме ката, где целью выполнения приема является лишь отработка последовательности действий и точности движений с партнером, и строго запрещены на открытых соревнованиях. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приемов и большим разнообразием разрешенных технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на трех главных принципах:

  1. взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса;
  2. наилучшее использование тела и духа;
  3. поддаться, чтобы победить.

Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешенных приемах.

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуе Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля есинкан айкидо).

II. Исследовательская часть

Исходя из первого закона Ньютона F = 0 → V = const, a = 0, где F – суммарные силы, действующие на тело, в инерциальной системе Ньютона (существующей только теоретически) они равны 0. V – скорость движения тела, a – его ускорение. Скорость движения тела (V), является константой, то есть постоянной величиной, если представить, что на тело не действуют другие силы, ускорение же также равно 0, поскольку опять - таки скорость тела у нас константа.

Если спортсмен находится в состоянии непрерывного движения, второй спортсмен с помощью физической силы может остановить его движение вперед или использовать его для броска, тем самым преобразуя ускорение тела противника в силу своего приема

Для того чтобы провести идеальный бросок опираясь на законы физики необходимо сначала вывести противника из состояния равновесия, а затем правильно подойти к нему, чтобы выполнить прием, если сделать все технично, то бросок получится качественно. Рассмотрим такой прием как "бросок через бедро". После того как спортсмен берет захват, он должен потянуть соперника на себя, тем самым выводя его из равновесия заставляя сделать шаг на встречу.

В этот же момент необходимо повернуться спиной и занять позицию четко между ног оппонента, затем становится в позицию в полу приседе чтобы сместить собственный центр тяжести ниже центра тяжести противника. За счет проделанных движений суммируется две силы, движения одного борца вперед и круговое вращение второго, при этом тело спортсмена, который совершает бросок, превращается в точку опоры, руки спортсмена выполняют роль рычага, а соперник роль груза.

Также большое значение в проведении данного приема имеет сила трение. Трением называется сопротивление соприкасающихся тел движению друг относительно друга. Сила трения есть сила сопротивления движению соприкасающихся тел друг относительно друга. Когда говорят о трении, различают несколько отличных физических явлений.

В данном случае это сопротивление, возникающее, когда тело (человек) скользит по какой-нибудь поверхности (татами), – трение скольжения, или сухое трение. Правильное использование данного физического закона может помочь спортсмену в достижении в проведении идеального броска

Таким образом мы доказали что в основе данного приема из дзюдо лежат основные законы физики и то что при их использовании можно добиться идеального результата.

Проведение приема бросок через бедроПроведение приема бросок через бедро

Вывод

Исходя из результатов данной исследовательской работы все задачи и цель выполнена, к тому же можно сделать вывод о том, что знание и применение законов физики в дзюдо сильно облегчают исполнение приемов и повышают их эффективность и силу что позволяет спортсмену затрачивать меньше усилий и достигать новых успехов в развитии своего мастерства как профессионалу.

К тому же я узнал, что во время схватки применяется первый и второй законы Ньютона. Знание законов физики поможет достичь более высоких результатов в борьбе.

Размер:
75.14 Kb
Скачали:
33