Сценарий праздника русского языка "Мой язык - моя душа, моя Вселенная…"

На экране лето, луг, лес. Выбегает на сцену девочка-лето:

За окошком дождик
Срываются снежинки
Как приятно вспомнить
Летние картинки!

Девочка-лето: В день солнечный июльский
Цветы, цветы вокруг
Красив язык наш русский
Как этот летний луг
Выход ведущих.

Ведущая: Иду тропинкой узкой
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

Ведущий: И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Занавес закрывается. Выход взрослых ведущих.

1-ая: Родной язык – неотъемлемая часть человека, как личности.
2-ой: Язык – средство освоения мира.
1-ая: Наш родной язык – русский. Он является одним из самых основных языков на планете.

2-ой: Русский язык находится на 5-ом месте по числу говорящих на нем.
1-ая: Примерно 180 млн человек говорит на русском, на нашем родном… мы любим его.
- Язык человеку дается лишь раз,
Он входит в судьбу с колыбельной

2-ой: Его невозможно забыть и предать!
Он жизнь наша и вдохновение.

Блок "Колыбельная"

Чтецы выходят под сцену. (Занавес закрыт)
1-й: Еще не рожденный малыш слышит мамин голос… а значит и родную речь
2-ой: С первым вздохом и первым криком, вливается в ребенка поток любви и нежности с мамиными словами и объятиями

3-й: И первым словом будет конечно же слово "мама"
Мама споет колыбельную песню на родном зыке
Для нас этот язык русский!

4-й: Родные слова проникают в душу, несут любовь.
Мамина песня – главная песня в мире.

Звучит фрагмент колыбельной. (открывается занавес)

Композиция "За печкою сидит сверчок"

Выход взрослых ведущих.
1-й: Малыш растет… Его словарный запас пополняется.
2-ая: В дошкольном возрасте ребенок познает культуру устной речи.

1-й: Родной язык впитывается с детскими потешками и стишками.
2-ая: Яркие образы, игрушки, чудесный мир детства…
Музыкальный фрагмент

Блок "Дошкольное детство"

Стишки, потешки, песенки. Инсценировка песни "Мои игрушки"

Выход взрослых ведущих.
1-й: Свой неоценимый вклад в развитие и обогащение родной речи привносят песни, русские песни!

Блок "Русские песни"

"Березка"

(солист)
Белоствольная береза
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Люблю березку русскую
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике.
С платочками в карманчике

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Танец "Валенки"

Выход младших ведущих.
1-ая: Ну что за чудо эти песни! И весело, и поучительно. И русскому языку простор в них великий!

Музыка "В гостях у сказки"

2-ой: Ну куда же детям без сказки! Вот поистине богатство и великий учитель. Сказки преподадут нам свои уроки русской речи.
1-ая: Давайте вместе вспомним всем известную сказку "Гуси…
Все: … Лебеди"

Блок "Сказки"

Инсценировка сказки "Гуси-лебеди"

Выход взрослых ведущих.
1-ая: Да, верно сказали ребята. Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок.
2-ой: Кстати об уроках! Наши дети подросли, дошкольное детство закончилось. Пора грызть гранит науки!

1-ая: О, как ты сказал!
2-ой: Так это же фразеологизм! Об этом и о многом другом дети узнают узнают в школе.

Музыкальный фрагмент "Учат в школе"

Выход младших ведущих.
1-ый (напевает): Про глагол и про тире…
говорит: Глагол… тире…

2-ая: Ну это потом! А начинается все с изучения алфавита. Ох как долог, труден и тернист был путь нашего алфавита. Ранее он выглядел и даже звучал совсем по-другому. Вот, послушайте!

Блок "Алфавит"

1-й: Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают день славянской письменности. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

3-й: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.

4-й: По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности – непосильная задача для одного человека.
1-ый: Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат был самым близким его единомышленником.

2-й: После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Кирилл и Мефодий усердно провещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.
3-й: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

4-й: Лишь во времена царя Петра Первого, понадобилось внести в алфавит изменения.
На сцену выходит Военный в треуголке.
Военный: Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы "юс малый", "юс большой", "кси", "пси", "зело", "омегу", которые стали обузой в русском алфавите.

В презентации на слайде картинки этих букв.
1-й ведущий: Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.
Военный в треуголке: Это буквы "и краткое" и е.

В презентации показывают эти буквы.
2-й ведущий: В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918году.

На сцену выходит Красноармеец в буденовке.
Красноармеец в буденовке: Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: "i десятеричное", "ять", "фита", "ижица" и буква "ер" на конце слов.
В презентации на слайде картинки этих букв.

3-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.
4-й ведущий: Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.
1-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия.

Все дети выходят и поют песню "Алфавит"
Выход взрослых ведущих.
1-й: Какую чудесную песню про алфавит спели нам наши первоклашки.

2-я: Но алфавит – это только начало изучения русского языка.
Люблю я русский свой язык,
Он мне на свете всех дороже,
И буду я его ценить,
учить его хочу я тоже.

1-й: Для школьников родной язык становится предметом для изучения. Ребята учатся выражать свои мысли грамотно в письменной речи.
2-я: Ах эта письменная речь! С ее глубинами и высотами… Давайте же узнаем как обстоят дела в Великом школьном царстве русского языка.

Блок "В гостях у царя Великого Русского языка и Царицы Грамматики"

Выход младших ведущих.
1-й: Да, в царстве-государстве Великого русского языка все очень серьезно!
2-ая: А в школе бывает по-разному. Что нам навеял великий баснописец?

Скоморох 1: Жил-был царь Русский Язык, по прозванию Великий и Могучий.
Скоморох 2: Жил он в просторном резном тереме, в хрустальных палатах!
Скоморох 1: И не просто царь, а настоящий Волшебник!

Скоморох 2: Царство его было обширное, богатое, красивое и прекрасное,
Скоморох 1: Вряд ли такое еще, где можно на земле отыскать!
Скоморох 2: Как-то раз призвал царь своих четырех дочерей и говорит им...

Царь: В нашем царстве-государстве
Клич прошел, зовите всех.
Пусть мне дочери расскажут
Как достигается успех.

- Дети мои любимые! Поведайте мне, как обстоят дела в нашей школе.

Грамматика: Я, Грамматика, дочь старшая, придаю словам особый строй и формы разные, законы для них издаю, по которым все слова русского языка живут, наделила слово каждое своими признаками грамматическими.

Морфология: Я, Морфология, дочь средняя, все слова русского языка разделила на группы большие да расселила их по разным городам, чтобы у каждой группы слов свой город был и своя семья.

Орфография: Я, Орфография, издала такие законы, чтобы все знали, как правильно следует писать буквы и слова русские.

Пунктуация: А я, дочь твоя младшенькая, Пунктуация, издала законы соединения слов в словосочетаниях и предложениях да систему знаков препинания и правила их постановки придумала, чтобы не сливались слова в одно целое и тем не путали народ праведный.

Царь: Знаю, знаю, что вы умницы. А выполняют ли дети все эти правила.
Грамматика: Все эти правила и законы изложены в учебниках.
Морфология: Дети ежедневно исправно упражняются в них.

Орфография: А их верные помощники-учителя, неустанно следят, чтобы дети наши были грамотными, писали без ошибок.
Пунктуация: Мысли свои излагали стройно, полно, красиво, правильно.

Выход младших ведущих.
Ведущие благодарят царя и царицу и их дочерей за гостеприимство и наставление.

Блок "Театральный"

Выход младших ведущих.

1-ая: Даа, разделы языкознания – это тебе не шутки. Падежи, спряжения! Всякие там правила, исключения… А (отмахивается) но бумага все стерпит!
2-ой: О, и ты фразеологизмами заговорил. Слово-то какое- фра-зе-о-ло-гизм!
1-ая: Да, да. А еще пословицы, поговорки и другие украшения устной речи. Это так интересно!

"Стрекоза и Муравей" на новый лад

Попрыгунья Стрекоза
Вечер весь кино смотрела,
Оглянуться не успела -
Закрываются глаза.

На удобной на кроватке
Стрекозе сон снится сладкий,
Будто все ее тетрадки
В идеальнейшем порядке.

Утром надо просыпаться,
Снова в школу отправляться.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

- Не оставь меня, кум милый,
Мне учиться-нету силы.
В общем, я хочу сказать:
Дай домашнюю списать.

- Кумушка, мне странно это.
Ну, скажи мне по секрету,
Что ты делала вчера?
- Отдыхала до утра!

Я на улице гуляла,
Дома пела да плясала,
Поиграть еще успела,
Полежала да поела,

Посмотрела "Ералаш"…
Ты списать когда мне дашь?
Иль тебе тетрадки жалко?
- Ну, ты, Стрекоза, нахалка!

- Знаю, дедушка Крылов
Обожает муравьев.
Нас же, бедных стрекозей,
Не считает за людей.

(Стрекозей иль стрекозят -
Как там верно говорят?)
- Да, мне крупно повезло,
Что не стал я стрекозлом.

Получить образованье
Невозможно без старанья.
Мораль сей басни ты усвой:
Учись, не будь ты стрек

Сценка "Наши падежи"

Действующие лица: учитель и ученик Петров.

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель (диктует): Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться. (Ученик пишет под диктовку на доске)

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все имена существительные.
Ученик подчеркивает слова: "папа", "мама", "Вову", "поведение", "Вова", "обещание".
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: Папа и мама. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. "Вова" - это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у "поведения" падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у "Вовы" падеж винительный.

Ну, а "обещание", конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !
Вот и все!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятерку!
Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - "пятерку"?

Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же ее сам предложил!

Блок "Фразеологизмы"

Ученик 1: Гаснет умная словесность,
Разговорная краса.
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Ученик 2: Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ученик 3: Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо,
Не скудела в наши дни.

Ученик 4: Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более четким и понятным, либо же образным и извилистым, а предложения – изящными.

Инсценировка

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала бабушка.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказала бабушка. А Саша стучит...

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!.. Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.

- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Внук сказал: Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
Ученик 5: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Частушки

Бабка надвое сказала,
хватит лясы вам точить,
бить баклуши, у мангала
хватит ходуном ходить.

Лучше б удочки смотали,
что тут зиму зимовать,
зря очки вы мне втирали,
локти будете кусать.

С жиру беситесь напрасно,
денег куры не клюют,
вы - ни рыба и ни мясо,
на таких всегда плюют.

Я, конечно, вас не брошу,
без царя-то в голове
можно тут же сесть в калошу,
коль кишка тонка, вполне.

Ложка дегтя в бочке меда,
пропади ты пропадом,
кровь из носу, до восхода
мы должны вернуться в дом.

Там, собака, где зарыта,
пахнет катаклизмами.
Накормила вас досыта
фразеологизмами.

Ученик 6: Устойчивые сочетания существуют на протяжении всей истории русского языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях. В состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и "крылатые слова".

Выход старших ведущих.
1-й: С каждым годом школьник узнает все больше о родном языке на уроках русского языка и литературы
2-й: Ширится и круг общения учащихся, подростки общаются со взрослыми и, конечно же, с друзьями.

1-й: В среде подростков язык претерпевает изменения, к сожалению, не в лучшую сторону.
2-й: Слова бывают разные
То дельные, то праздные,

1-й: То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
2-й: Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыжие, грязные.

Блок "За чистоту речи"

Ведущий 1:
Не счесть на земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

Но вот незадача, мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.

Сценки о жаргонизмах

Сценка № 1.

(Два ученика выходят в футбольной форме с мячом. Один зовет другого. Разбивают окно)
1-ый: Блин! Жесть!
2-ой: Ну ты попааал!
1-ый: Ну, как матеша?

2-ой: Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
1-ый: А я тоже не могу врубиться в эту матру. Было бы клево получить "4". Она говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь шары на лоб.
2–ой: Ну, похиляли.

Выходит младшая ведущая: Ничего я не пойму.
В старших классах
Математика какая–то блинная!
Блины они что ли ели?
Ох–хо–хо.

Сценка № 2.

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Вася: Хай!
Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Колбасит меня, что-то горло дерет, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить
Доктор (обращаясь к зрителям): Вот какая у нас беда: вирус завелся в родном нашем языке.

Ведущий 3:
Как трудно понять
Разговор нам порой,
Когда вместо "плохо"
Нам скажут "отстой".

Когда вместо "точно"
Услышишь "верняк".
Что значит "тащусь",
"Оттянусь" и "ништяк"?

Слова эти, словно нахальная моль,
Влетают к нам в речь,
Причиняя ей боль.
Слова эти прочно живут в языке,
Как мелкие мошки в пшеничной муке.

Они пролезают во все уголки:
В газеты, в журналы, в романы, в стихи.
Они – жаргонизмы, их так называют.
Они нашу речь, словно пыль, засоряют.

Выход всех ведущих.
Ведущий 1: Вот как обстоят дела с изучением русского языка, как школьного предмета!
Ведущий 2: Вот как идет накопление лексического запаса и развитие умения выражать свои мысли в письменной форме.

Ведущий 3: Вот как идет речевое развитие детей и подростков, а значит и умение общаться.
Ведущий 4: Мы рассказали вам о многом, не скрывая даже некоторых проблем. Всем этим мы хотели сказать: наш язык всегда с нами, он наша душа, наша вселенная!

Блок "Наш язык - наша вселенная"

Мы пронести должны через века,
Все то, что нашей гордости основа:
Так сбережем богатство языка
И чистоту божественного слова!

И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу-
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!

Русский язык открывает нам путь
Ты учи его, друг, ты его не забудь!
Ведь русский язык для нас самый родной,
Самый любимый и дорогой!

И русский язык нам дан во владенье
Чтоб чутко описывать жизни мгновенье.
Даю обещанье: его не забуду,
Хранить и беречь его буду повсюду!

Инсценировка песни "Русский язык"

После остаются по бокам сцены дети с шарами. На сцене учитель "С чего начинается Родина…". Выходят дети в соответствующих костюмах.

Учитель: Но испытания пришли, тяжелые испытания. Вот уже почти 6 лет народ Донбасса отстаивает свое право говорить на родном языке, жить на родной земле мирно и созидательно.

Ведущий 1:
В Донбассе много разных наций,
Живущих вместе сотни лет.
Мы верой можем отличиться,
А ценностями, братцы, нет!

Ведущий 2:
Нам Пушкин близок и понятен
Тургенев, Чехов и Толстой
Здесь русский мир,
Язык здесь русский!

Согласен весь Донбасс со мной !
Нарезка песен о Донбассе (дети проигрывают слова песен на сцене)
Поэтическая композиция "Душа Донбасса"
(автор Буйновская А.Н.)

Язык народа есть его душа
Так что же, вы хотите вынуть душу?
Хотите нас заставить вспять дышать?
Принять, что нам родной язык не нужен?!

Нам снятся сны на русском языке
И слово первое звучало "мама"
И в самом тесном сердца уголке
Мы словом русским лечим свои раны

Когда нам весело – поем на русском мы
Когда нам больно – мы на русском плачем
Донбасс на русском ясно говорит:
"Вовеки здесь не может быть иначе!"

Примерьте на себя, вы свой сценарий
Забудьте колыбельную свою.
Тогда, возможно, вы поймете сами
Как любим мы родную речь свою!

Финал

Выходят под музыку самые красивые костюмы. Все поют песню "Донбасс говорит по-русски!"

Размер:
42.63 Kb
Скачали:
11

Метки к статье: сценарий праздника