На сегодняшний день наблюдаются серьезные изменения в реформировании школьных программ и стилей преподавания, наряду с другими социальными и экономическими реформами в России.
Однако реформировать систему образования не просто, учитывая, что в стране всего несколько тысяч школ, а две трети из них находятся в сельских местностях удаленных от столицы.
Министерство образования делает упор на развитие творческого мышления, объясняя это тем, что "в прошлом было слишком много зубрежки и все еще остается". Следовательно, реформируя систему образования и перенимая опыт зарубежных школ http://smapse.ru/catalog/country-2/type-2/, политики встречают сопротивления со стороны российских учителей.
Однако не нужно забывать, что по данным экспертов, уровень грамотности для всего взрослого населения России составляет около 95%, отчасти это связано с наследием советской системы образования, а значит «зубрежка» давала неплохие результаты.
В начальной школе правительство планирует покончить с формальными требованиями получения оценок за знания на уроках музыки, физкультуры и изобразительного искусства.
Школы внедряют предложенные инновации. Дети могут оставаться в образовательных учреждениях с 7 утра и до 6 вечера. Родители готовы платить за то, чтобы их дети посещали школу в выходные и даже праздничные дни. Это связано с постоянной занятостью на работе, а следовательно, зарабатыванием денег на содержание семьи.
Спрос на хороших педагогов растет, а страна сталкивается с трудностью найма и удержания учителей в школах. Если в Англии причиной ухода учителей являются проблемы дисциплины учеников, то в России основной причиной является оплата труда. Например, учителя английского языка и информационных технологий оставляют свои места в государственных школах и переходят на работу в иноязычные школы бизнеса и фитнес-клубы, SEO компании и т.п. Причина очевидна, многие учителя не могут выжить на низкую зарплату и им приходится подрабатывать в нескольких местах, давая частные уроки, занимаясь репетиторством.
Пытаясь решить данную проблему министерство образования выступило с предложением ввести стандартную 36-часовую рабочую неделю, что вызвало бурный протест учителей. Так, как постоянное нахождение в школе лишит их дополнительного заработка, который иногда бывает значительно больше школьного. От этого образование пострадает еще больше. Мужчин больше вообще не интересует работа в образовании из-за невозможности содержать свои семьи. Отношение к учителям-мужчинам тоже изменилось.
Российская школьная система безусловно меняется, подчиняясь современности. Однако, самой большой угрозой остается проблема заработной платы учителям и растущие требования. Встает вопрос: «Как развивать творчество и мышление, не теряя прочных знаний в грамматике и математике, имея такие серьезные проблемы финансирования школ, нехватки учителей, недоработки учебного плана и т.д.?»