Проект в начальной школе "Огонь"

Трудно представить себе современную жизнь без огня. Кажется, он существовал всегда рядом с человеком. Однако, это далеко не так.

Первобытный человек, вероятнее всего, еще не умел добывать огонь. А изобретение способов его добывания стало важным шагом на пути культурного становления человечества.

О важности этого открытия свидетельствуют мифы и легенды многих народов, придающих огню некую божественность. Судя по этим произведениям народного творчества, огонь первоначально привлекал людей не полезными или разрушительными свойствами, а светом и блеском. Действительно, сидя у костра, можно часами смотреть на пламя. Огонь завораживает, очаровывает.

Мне захотелось побольше узнать об огне и попробовать различные способы добывания огня.

Актуальность проекта: знания о такой опасной стихии как огонь - всегда важны. Уметь добывать огонь и правильно использовать его – полезно взрослым и детям

Цель: исследовать огонь и изучить природу его возникновения.

Задачи исследования:

  1. Изучить природу огня.
  2. Условия, необходимые для горения веществ.
  3. Провести наблюдение за сгоранием некоторых материалов.
  4. Узнать и попытаться сделать опыты с огнем.

Объект - огонь.
Предмет - процесс горения.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • анализ исследования.

Практическая значимость: научиться безопасно пользоваться огнем.

Огонь? Огонь!

Как появился огонь?

Люди очень рано научились строить разные шалаши и пользоваться пещерами. В очень далекое время первобытные люди еще не умели пользоваться огнем. Они питались кореньями. Если убивали животного, то ели сырое мясо. Но с огнем древнему человеку все же приходилось встречаться. Как человеку удалось получить огонь?

Точно на этот вопрос не может ответить никто. Разные народы придумывают свои версии. Тогда от огня исходила грозная и опасная сила. Но люди все же сумели побороть страх перед этим явлением. Ведь человек так и не стал бы человеком, если бы не был любознательным.

Случалось, молния ударяла в сухое дерево, и оно загоралось. Люди собирали тлеющие угольки, разводили костры и хранили огонь годами. Они свято берегли огонь. От огня исходило тепло, и люди грелись от костров в холодное время, и если в огонь попадало мясо, люди понимали, что его можно употреблять в пищу. Со временем огонь стал занимать все более важное место в жизни человека. С его помощью люди научились готовить еду, обогреваться, он защищал их от нападения диких зверей.

Человек заставил огонь плавить руду, чтобы получать металл. Огонь приводит в движение двигатели машин, широко применяется в промышленности, технике и быту Он не редко используется в качестве символа. Это вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, которая находится в столице России - Москве. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, чтя благородные традиции Олимпийских игр.

Способы добывания огня

Существуют разные способы добывания огня. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас. Некоторые из них находятся на такой стадии развития, на которой наши далекие предки находились тысячи лет назад. Давайте рассмотрим некоторые примитивные способы получения огня:

  • Удар камня о камень. На Аляске индейцы некоторых племен натирают серой два камня и ударяют один о другой. Когда сера загорается, бросают горящий камень в сухую траву или другой сухой материал.
  • Трение двух деревянных палочек друг о друга.
  • В Китае и в Индии кусок разбитой глиняной посуды ударяют о бамбуковую палочку. Бамбук загорается.
  • В Древней Греции и Древнем Риме был совсем иной способ. Тогда использовали специальные линзы, которые назывались "сжигающее стекло", чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину.
  • Интересно также узнать, что в древние времена многие народы поддерживали "вечный огонь". Майи и ацтеки в Мексике поддерживали вечно горящий костер. Греки, египтяне и римляне также хранили вечный огонь в своих храмах.

Условия, необходимые для возникновения огня

Для возникновения огня необходимы определенные условия, а именно три условия, которые возникают в одном месте в одно и то же время: горючее вещество, кислород, источник воспламенения:

Горючее вещество + Кислород + Источник воспламенения = ОГОНЬ

Группы возгораемости материалов

Важной характеристикой возникновения огня является огнестойкость горящего материала. Все материалы по данному признаку можно разделить на три группы: горючие, трудногорючие и негорючие.

Горючие

Трудногорючие

Негорючие

Древесина, вата, пластмасса, бензин, спирт.

Прессованные плиты из древесной стружки.

Гипс, цемент, камень, металл.

Экспериментальная часть

Опыты: Процесс горения и тушение огня

Цель: увидеть, что огонь горит при помощи воздуха, сжигая его.

Опыт 1. Затухающие свечки

Материал: железный поднос, 4 свечки, 3 баночки разного размера, песочные часы или секундомер, спички.

Ход опыта:

Ставим на металлический поднос на столе все необходимое, и зажигает все свечки. Затем накрываем 3 свечки банками, а одну оставит не накрытой. Теперь засекаем время. В какой последовательности потухли свечки?

Опыт "Затухающие свечи"Опыт "Затухающие свечи"

Результат: первой потухла свечка в самой маленькой баночке – через 18 секунд, так как в ней меньше всего воздуха, второй в средней - через 25 секунд, а последней — свечка в самой большой банке – через 30 секунд (при этом первой накрывали самой большой банкой, второй – средней, а третьей – самой маленькой). А вот не накрытая свечка горит, и будет гореть, пока не сгорит до конца или пока ее не потушат.

Опыт 2

Материал: для этого опыта мне понадобилось небольшая стеклянная посуда, спички, кусочек бумаги и крышка от посуды.

Ход опыта:

Я зажигаю спичку, затем от спички зажигаю кусочек бумаги и помещаю в банку. При этом наблюдаю, что бумага хорошо сгорает. Затем я беру крышку и закрываю банку, при этом наблюдаю, что процесс горения прекращается.

Опыт 2. Прекращение горения без доступа кислородаОпыт 2. Прекращение горения без доступа кислорода

Результат: А почему? Потому, что я прекратил доступ кислорода. А это значит - одно условие горения огня не было соблюдено: доступ кислорода был прекращен.

Опыт 3

Материал: для этого берем спички, бумагу, песок.

Ход опыта:
Поджигаю кусочек бумаги, когда она хорошо загорится, сыпем на нее песок. Огонь гаснет, потому что прекращен доступ кислорода. Результат: песок - это тот материал, который так же препятствует прониканию кислорода к горящему материалу.

Опыт 3. Тущения огня с помощью пескаОпыт 3. Тущения огня с помощью песка

Опыт 4

Материал: берем спички, кусочек бумаги, плотную ткань (например, прихватку).

Ход опыта:
Поджигаю кусочек бумаги, когда она хорошо загорится, накрываем его прихваткой. Результат: Горение прекращается, потому что был прекращен доступ кислорода.

Опыт 4. Тушение пламени куском материиОпыт 4. Тушение пламени куском материи

Вывод: Если прекратить доступ воздуха (кислорода), по огонь гореть не будет. Это свойство используют при тушении пожара.

Возгораемость материалов. Горит или не горит?

Опыт

Цель: уточнить, какие предметы могут гореть, а какие - нет; научить правилам техники безопасности.

Материал: металлический поднос, миска для воды, железный пинцет, свечка, кусочки дерева, пластмассы, бумаги, камень, железо, ткань, кусочек полиэтилена, маленький кусочек резины, воск, 3 коробочки, спички.

Ход опыта:
Расставляем на подносе свечку, миску с водой, спички, коробочку с материалами, 3 пустые коробочки, пинцет. Зажигаем свечку. Берем любой предмет пинцетом и подносит к свечке. Не забываем о технике безопасности: горящий предмет всегда можно окунуть в воду и он потухнет.

Когда предмет загорится, наблюдаем за ним и только потом тушим в миске с водой. Если предмет горит, его нужно положить в коробочку для предметов, которые горят, если не горит - в другую коробочку, а те, которые плавятся – в третью коробочку.

Опыт "Проверка горючести разных материалов"Опыт "Проверка горючести разных материалов"

Вывод: горит дерево, пластмасса, бумага, ткань. Не горит камень, железо. Плавится полиэтилен, воск, резина, парафин.

Получение огня различными способами

Опыт 1. Химический способ

Этот способ дистанционно поджигать запалы для бомб использовали еще в конце 19 века террористы-народовольцы при организации покушений на государственных чиновников. Но не бойтесь, мы ничего взрывать не будем.

Мы просто посмотрим, как огонь может рождаться не только от искры, но и просто от смешивания некоторых веществ, которые по отдельности совершенно безобидны.

Нам понадобится:

  • Марганцовка (перманганат калия) - продается в аптеке.
  • Глицерин - продается в аптеке.
  • Бумага.

Ход эксперимента:

Тетрадный листок бумаги нужно скомкать и насыпать на него небольшую кучку марганцовки, где-то 1/3 чайной ложки (см. фото). После этого надо капнуть на нее буквально 2-3 капли глицерина, не больше!

Проходящая химическая реакция является экзотермической. Это значит, что при соединении веществ выделяется большое количество теплоты. Поэтому надо будет подождать около полминуты, пока от реакции разогреется бумага. Сначала порошок зашипит и начнет пузыриться, от него пойдет дым. А как только бумага достаточно нагреется - она загорится сама собой.

Существуют и другие спобы получить огонь используя химические элементы и знание химии, подробнее об этом вы узнаете посмотрев видео.

Опыт 2. Оптический способ. Применение лупы для получения огня

При помощи увеличительного стекла пробуем развести огонь. Идем проводить эксперимент в ясную солнечную погоду. Чем больше диаметр стекла, тем больше солнечных лучей мы можем захватить, и тем выше будет рабочая температура.

Летом это не имеет большого значения, так как лучи в это время года очень горячие. Известны случаи, когда на огороде загорался огонь даже от забытых бабушкой очков. Иногда от брошенных кусков стекла даже возникали пожары в лесу и в степи, когда жарко и сухо.

Желательно, чтобы одна сторона увеличительного стекла была плоская. Это уменьшает рассеивание света по сторонам, а значит, увеличивает коэффициент полезного действия.
Использовать увеличительное стекло надо правильно: выпуклой стороной к солнцу, а плоской к предмету.

Берем лупу плоской стороной вниз, выпуклую сторону направляем на солнце, подносим к предмету на расстоянии примерно 10 сантиметров. Поднимая или опуская стекло нужно добиться, чтобы луч собрался в маленькую точку. Подкладываем под эту точку бумагу, сухие листья, траву. Лучше положить все это в бересту в целях безопасности, а затем полученным факелом поджечь дрова в костре.

Нужно помнить, что смотреть на саму точку необходимо с расстояния не менее 20-30 сантиметров от нее, чтоб не повредить сетчатку глаза. В результате нашего опыта огонь был добыт уже через 3 - 5 минут.

Таблица 1. Сравнительный анализ способов получения огня

Способы

получения огня

Механический

(первобытные способы)

Химический

(современный способ)

Оптический

(современный способ)

Результат

Возможно обугливание, огонь добыть не смогли

Пламя

Обугливание - огонь

Время получения огня

Более часа (литературные источники)

1-2 минуты

3-5 минут в солнечный день летом; до 15 минут зимой

Затраты

Очень трудоемкий

Нетрудоемкий

Нетрудоемкий, но требующий терпения

Мера опасности

Низкая

Высокая!

Низкая

Влияние посторонних факторов

Отсутствуют

Наличие необходимых химических  препаратов

Отсутствие солнечной погоды

Проект в начальной школе на тему "Огонь" публикуется в сокращении. Скачть полную версию проекта с иллюстрациями экспериментов вы можете по ссылке ниже

Размер:
846.09 Kb
Скачали:
36