К уроку прилагается презентация.
Цель: формировать представление обучающихся об огне – помощнике человека, об огне – вредителе.
Задачи:
Участники: обучающиеся 7-8 лет
Время проведения: 35-40 минут.
Предполагаемый результат: понимание детьми полезности огня и опасности небрежного с ним обращения.
Материалы мероприятия: слайд-презентация (изображения огня, пожара…), таблицы, рисунки, листы бумаги А-4 (графы: «огонь – друг, огонь – враг»).
Ход мероприятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте. Сегодня вместе с вами в процессе работы мы ответим на два важных вопроса: «Огонь – друг? Огонь – враг?».
2. Послушайте и отгадайте:
* Сверкнёт, мигнёт, гром позовёт… (молния) – слайд 1
* По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей. (солнышко) – слайд 2
* Дом – стеклянный пузырек,
И живет в нем – огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.(лампочка) – слайд 3
- О чём все эти загадки? (везде живет огонь, свет, тепло…)
3. Отгадайте загадку:
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи.
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь. (огонь) – слайд 4
Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Пожары».
Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.
Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.
На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один, -
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин?
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.
Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло -
Беспомущное дитя.
4. Как добывали огонь… (с чего всё начиналось)
- Все мы знаем, как выглядят спички, и умеем ими пользоваться. Но знаете ли вы, как добывали огонь раньше, когда спичек ещё не было? (слайд 5)
- В древние времена люди не умели самостоятельно добывать огонь. Они «ждали», пока природа сама им его подарит. Во время грозы молния ударяла в дерево - и оно загоралось. (слайд 6)
- А человек брал горящую головешку и разводил костёр, который потом охранялся днём и ночью, чтобы огонь не потух. (слайд 7)
- Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть. (слайд 8)
- А потом появилось огниво: железная пластинка, кремень и фитилёк. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилёк и затеплится. (слайд 9)
- По сравнению с другими изобретениями человечества, спички появились не так давно, в XIX веке. (слайд 10)
- Но бывает, что одна маленькая спичка может стать причиной большого пожара! (слайд 11)
Физкультминутка
Исходное положение: стоя у парты.
Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
Молодцы! Внимательны!
5. Послушайте внимательно сказку и скажите, о чём говорится в сказке, кто главный герой? (слайды к сказке)
Огонь – друг, огонь – враг.
Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по полям, лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого. (слайд 12)
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной силой мериться». А человек стоял на своём: «Давай, давай!» Огонь согласился. (слайд 13)
Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его человек, заставил служить себе. (слайд 14)
Вот так и начал служить Огонь человеку и стал его другом. Но когда Огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них, погулять по полям, лесам, городам, и тогда снова может прийти беда. (слайд 15)
- Обсуждение сказки.
О чём говорится в сказке?
Почему огонь был весёлым и горячим?
Как он себя вёл?
Кого встретил на своём пути Огонь?
Почему человек предложил Огню помериться силой?
Как человек победил Огонь?
Для кого Огонь может стать врагом?
- Расскажите, когда огонь может быть полезен людям, а когда опасен?
- Послушайте стихотворение, которое приготовили ребята:
Мне бабуля говорила, Мы б от холода дрожали,
Что огонь нам – друг и враг. Превратились бы в пингвинов,
Без него темно бы было, Или мамонтами стали,
Жили б мы совсем не так. Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить.
- Можем ли мы обойтись без огня? Какую роль играет огонь в вашей жизни? (помогает готовить еду, с помощью огня тепло, светло…)
6. Выполни задание на листках: «Огонь – друг, огонь – враг». (Рисунки детей. Как вариант – можно использовать программу Paint, если в классе есть возможность работать на компьютерах детям индивидуально или в малых группах).
После выполнения – демонстрация и краткая аннотация к рисункам.
7. Итог.
- Послушайте стихотворение.
Знают все: человек без огня
Не живёт не единого дня!
При огне, как при солнце, светло.
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
- Итак, когда огонь может быть нашим врагом?
Что мы должны делать, чтобы огонь оставался только другом, помощником, служил человеку?
Кто нам помогает, когда приходит беда – пожар? Куда нужно обращаться, если вы заметили пожар? (слайды 16, 17)
- Спасибо за активную работу.
Кто не выключил утюг?