К работе прилагается презентация
Цели: 1. формировать социальное отношение обучающихся к своему здоровью;
2. учить активным приёмам ведения здорового образа жизни.
Оборудование: детские рисунки, маски зверей, предметы для сценок, мультимедийный проектор.
Слайд № 2 (фото)
I. Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
«Вот и век ушёл, всем нам оставляя
Боль, потери, слёзы,
Смерть от наркотиков и водки
Выжить шанса, нет!
Дымом затянулось наше небо
Спирт впитался в землю здесь
Но мы же знаем, у нас на счастье
Еще надежда есть!»
- Ребята, а о каких вредных привычках говорится в этих строках?
Слайд № 3 (анимация: вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики)
- От чего люди пьют, курят, увлекаются наркотиками?
- В рамках Всероссийской акции я выбираю спорт – как альтернативу пагубным привычкам. В школе был объявлен конкурс-рисунков и вам на дом было дано задание нарисовать рисунок о вреде курения, алкоголя, наркотиков (озвучит эти рисунки).
- Почему эти привычки называют вредными?
- Хотелось ли бы вам больше знать, какое влияние оказывают вредные привычки на детский организм?
- Ребята, сегодня мы проведём «Час здоровья» (слайд № 4), тема которого: «Здоровье своё сбережём с малых лет – оно нас избавит от болей и бед».
О здоровье пословицы (слайд № 5)
« Здоровье сгубишь – новое не купишь»
« Здоров будешь – все добудешь»
II. У: Статистика говорит «Детский организм находится в стадии формирования (кости, мышцы, нервная система). Он очень раним и не может оказывать должного сопротивления как вредным веществам, которые в него попадают. Дети быстрее попадают в никотиновую, алкогольную и наркотическую зависимость. От вредных привычек (если этого захочет уже взрослый человек) труднее избавиться, если они появились в детском возрасте. Следуя на поводу у этих вредных привычек, мы просто безобразно обращаемся со своим организмом: разрушаем здоровье, сокращаем себе жизнь. Курение, алкоголь, наркотики не дают молодому организму набраться нужных сил, ослабляют его, истощают, приводят к болезням, преждевременному дряхлению и смерти.
- А сейчас, ребята, давайте посмотрим, е чему приводит курение.
Сценка № 1 «Все пороки – от безделья!» Слайд № 6 («Яблоко)
Действующие лица: Заяц, Белка, Еж, Волк, Зеленый Змий, Лиса, Сова, Врач, Ведущий, Медведь.
На лесной поляне Заяц, Белка и Еж собирают лекарственные травы. Появляется Волк с курительной трубкой в зубах.
Волк. Ну что, малявки, дать закурить?
Заяц (испуганно). Н-н-нет…
Белка. Мы не курим…
Еж. Ф-ф-фу! Какая гадость! Ты разве не знаешь, что курить вредно?!
Волк. Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это любят! Я вот стащил у них трубку. (Вызывающе). Слабо закурить?
Заяц. Мне н-н-не слабо… Я закурю… (Закуривает, сильно кашляя.)
Белка хлопает Зайца несколько раз по спине, тот падает без сознания, Белка машет над ним платочком.
Белка. Ну, зачем ты это сделал, зачем закурил?
Появляется Лиса.
Лиса. Ой, ой, ой! Какие мы нежные! В обморок упали! Ничего – привыкнет!
Еж. Да, привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Сколько людей пытается бросить курить, а удается это очень немногим. Лучше уж не начинать совсем.
Белка. Ты прав. Ежик, не нужно привыкать. Я лучше уж орехов поем. Хочешь, Ежик?
Еж. Спасибо, у меня вот яблочко есть – и приятно, и полезно. Кстати, чтобы отказаться от первой сигареты, нужно больше смелости, чем ее требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше потратить на что-то хорошее, полезное.
- В наше время увлечение курением захватывает в свои сети все большее количество людей, особенно детей и подростков. На улицах можно увидеть совсем маленьких детей (6-7 лет) с сигаретой во рту.
- Что заставляет ребенка начать курить? (вопрос группам)
Слайд № 7 (курение ребенка)
Слайд № 8
Басня «О вреде курения»
Рак и цирроз, да язва и склероз
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной
Нелестной, искренней, чистосердечной.
У них хозяин был один – куряка.
И скоро началась меж ними драка.
Рак требует себе и лёгкие, и печень, и гортань.
Цирроз кричит: «Да ладно не горлань!»
Все забирай, мне печень лишь отдай
Ехидненько тут язва в разговор вступает,
Без лишних слов желудок забирает.
Склероз в сосуды быстренько вцепился,
И, весь квартет как будто бы взбесился
Ругаются, дерутся и орут
И органы хозяина на части рвут.
И возникает тут вопрос –
Здоровым быть иль умереть от папирос?
- Так какие же органы страдают от сигаретного дыма?
Слайд № 9, 10, 11, 12 (сердце, легкие, зубы, мозг, печень, желудок, гортань, сосуды)
- К чему же в итоге может привести курение?
- «В среднем курящие люди живут на 6-7 лет меньше, чем некурящие».
Иллюстрированное стихотворение про цаплю.
Жила цапля на болоте.
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая
Целый день в воде,
Как статуя.
Скучно стало цапле жить,
Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото –
Ну, какая тут охота?!
Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит!
Так курила цапля лето,
Хоть и знала:
Вредно это!
Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сохла.
К осени бедняга сдохла…
А могла бы долго жить!
И зачем было курить?
II. Не менее опасен и вреден для детского организма и алкоголь.
- Какой же вред он наносит организму? (вопрос группам)
Сценка № 2 Слайд № 13 (змея)
Появляется Зеленый Змий в обнимку с бутылкой, на которой красуется яркая наклейка.
Змий. О чем это вы здесь сплетничаете? Любой разговор идет очень хорошо и оживленно, если есть бутылочка с «веселым напитком». Разве не так? Разве вы с этим не знакомы?
Появляются Сова и Врач (Ведущий).
Врач. Видели. Конечно, ребята видели «оживленных» пьяных людей на улице. Кстати, не очень-то и приятно смотреть на них. Правда, ребята? Многие дети, к сожалению, знакомы с этой бедой воочию: частенько им приходится слышать пьяную ругань и в своем доме, а некоторым – даже терпеть пьяные побои родителей. А начинали эти взрослые тоже с первой сигареты, с первой рюмки… Ребята, разве вы хотите быть такими же?
Дети. Нет!
Змий (вкрадчиво). А детки более послушны мне-е-е… Если начнут требовать мое зелье, то становятся прямо ручные… Им хочется еще и еще… Я забираюсь им в мозг, и его становится все меньше…и меньше…и меньше…
Врач. А ведь Змий говорит верно. Здоровых клеток мозга, то есть «серого вещества», у алкоголиков становится все меньше и меньше. От них рождаются дети также с меньшим количеством клеток мозга: эти дети менее восприимчивы к знаниям, а более восприимчивы к никотину и алкоголю. Нация вырождается. Но сами алкоголики не замечают своей деградации. Многие люди в состоянии алкогольного опьянения становятся агрессивными, и их неадекватные действия приводят к преступлениям. Разве хочет кто-нибудь себе и свои детям такого будущего? Значит, главное – не начинать курить и пить вовсе!
Сова. У-ух-у-ух! А сколько талантливых людей погибло как личности из-за пристрастия к алкоголю, например Владимир Высоцкий. Или Сергей Есенин. Вот строчки из его стихотворения.
Врач. Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Сова. Оч-очень грустно… Правда?
Змий. Очень трудно расста-а-ться со мной, почти невозможно…
Врач. Он прав. Чем бороться потом с алкогольной зависимостью, лучше вовсе не брать в руки первую рюмку.
- А к чему же еще приводит употребление алкоголя?
Слайд № 14 (к агрессии, к вымиранию нации, к деградации)
«Как сказал очень мудро и точно Л.Н. Толстой: Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит души людей и их потомство».
Слайд № 15 (Л. Н. Толстой)
III. – Ребята, а как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? (группам)
- Кто хотел бы полетать, как птица? Слайд № 16 (птичка). Думаю, что многие из вас согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятное ощущение легкости, радости.
- А падали ли вы когда-нибудь? В каких ситуациях это происходило? Что вы чувствовали при падении? (боль, обиду, хотелось плакать)
- Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты? (сильно покалечиться, смерть). Человек, получивший увечья, частично или полностью лишён способности трудиться, он становится инвалидом.
Таким образом, падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а иногда к инвалидности и смерти.
Такой же результат получается у человека, который начинает употреблять наркотики.
«Вначале он чувствует себя хорошо: он как бы летит. Когда же действие наркотического вещества заканчивается, у человека сразу же портится настроение, и оно плохое до тех пор, пока он вновь не примет наркотики. Со временем при перерывах в приеме наркотика появляется боль во всем теле, человек не может найти себе места. Ему даже не хочется жить. Это состояние называется «ломка». Человеку может помочь только врач или новая доза наркотика, после которой ему кажется, что все неприятности прекращаются, но лишь на время действия наркотика.
Таким образом, всякий раз после такого «полёта», снова будет такое же «падение», еще более тяжелое.
Наркотик часто называют «белой смертью». Слайд № 17. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает.
Сценка № 3.
Идет Медведь, ревет от боли.
Лиса. Ты что, Медведь, ревешь? Успокойся! На, покури «травки», это хорошо успокаивает.
Медведь (курит). Ох-х-х, как же хорошо! Правда, успокоило…
Еж. Я, конечно, маленький, но послушай меня, Медведь. Ведь Лиса нас всех старается приучить к наркотикам. Сама, смотри, шубы меняет, ест все вкусное, терем себе построила…А тебе скоро и мед не нужен будет, лишь бы снова так успокоиться.
Медведь. И правда: еще хочется, о-о-о-чень хочется…
Еж. Теперь Лиса тебе просто так зелье уже не даст. Плати, дорогой!
Врач. Медведю опять плохо… Но теперь не только от самого зелья. Достать его – тоже проблема, а наркотика с каждым разом требуется все больше и больше.
Медведь опять ревет.
Лиса. Что ты опять ревешь, Медведь?
Медведь. Еще хочу того…успокаивающего…
Лиса. Чего-чего хочешь, Мишенька?
Медведь (ревет). Ну, что ты мне дала тогда… Мне плохо-о-о-о…
Лиса. Ну, это же – как лекарство. Платить надо, Мишенька! Мне ведь тоже не бесплатно достается…
Медведь. Но у меня нет сейчас денег. Дай в долг!
Лиса. Ладно уж, возьми еще немного…
Врач. Так и стал наш Медведь наркоманом. Продал мед, запасы, дом… А все мало: хочется с каждым разом больше и больше.
Сова. Лиса радуется: еще одного зверя с хорошего пути сбила. Отощал Медведь, обнищал, обозлился, деревьев в лесу наломал от безысходности кучу. Всех обижать стал. И однажды… умер. Горевали по нему и Заяц, и Белка, и Еж – все звери. Ведь добрый же он был до этой встречи с Лисой, веселый.
- Что еще узнали о наркоманах из этой сценки?
IV. «Кто сказал, что все надо попробовать?
Кто сказал, что все надо познать?
Нужно верную выбрать дорогу
Чтобы твердо по жизни шагать!»
« Мы молоды, сильны, красивы
И сами вправе выбирать
В здоровье долго жить счастливо
Или в болезнях умирать!
Подумай, прежде чем, решить,
Тебе с пороками такими
На свете долго не прожить».
- Вы сегодня много узнали о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
И сейчас вам предстоит поработать в группах:
- каждой группе в течение 2-3 минут составить свою листовку:
I – Я не хочу курить, потому что…
II – Я не хочу употреблять наркотики, как как…
III – Я никогда не буду принимать наркотики…
Слайд № 18
Листовки зачитать
V. Наш час здоровья подошел к концу. И мы не случайно выбрали сегодня эту тему. Потому что я точно знаю, что наши мальчики уже знакомы близко с одной из вредных привычек, такой, как курение.
«В заключении я хочу пожелать научиться говорить нет! Слайд № 19 вредным привычкам. «Все пороки – от безделья!» - это старая народная поговорка. Займитесь любимым делом, от которого у вас на душе будет хорошо, сбудутся ваши мечты: это чтением книг, разгадыванием кроссвордов, спортом, прогулками, походами в дом культуры.
Помните: ваше будущее в ваших руках!