Цель статьи: исследовать возможности прогнозирования образования новых слов в английском языке на основе анализа продуктивных словообразовательных моделей.
Задачи:
В английском словообразовании, как и в словообразовании других языков, обращает на себя внимание высокая продуктивность ряда словообразовательных моделей, по которым создается значительное количество новых слов, весьма разнообразных по характеру своего смыслового содержания.
Многие исследователи отмечают тот факт, что продуктивность отдельных моделей настолько высока, что они являются мало или почти неограниченными.
Анализ причин высокой продуктивности подобных моделей, выявление их структурно-семантических особенностей, выяснение возможности использования последних в целях номинации, определение характера этой номинации - все это приводит к мысли о возможности прогнозирования образования новых слов по этим моделям (и не только новых слов, а, может быть, и новых вариантов существующих моделей).
Прогнозирование - это научное исследование конкретных перспектив развития какого-нибудь явления
Прогнозирование окажет большую помощь в выявлении внутренних законов развития словообразования, в осмыслении тех закономерностей и процессов, на основании которых осуществляется в языке номинация.
Как известно, новообразования распадаются по своему характеру на узуальные и неузуальные. Первые создаются для удовлетворения потребностей в обозначении новых явлений или предметов, вторые образуются или в целях синтаксической организации текста, или для выражения экспрессивности.
Как те, так и другие, вне зависимости от характера своего смыслового содержания, часто образуются по одним и тем же моделям.
Продуктивность многих словообразовательных моделей зависит от лексико-стилистического слоя (подъязыка), в котором употребляются слова, построенные по этим моделям. Так, для научного слоя лексики наиболее продуктивны одни модели, для литературно-художественного - другие, для общественно-публицистического - третьи и т. д.
Тем не менее, несмотря на подобное различие в продуктивности отдельных моделей, в системе английского словообразования имеется ряд моделей, которые с большей или меньшей степенью продуктивности находят применение во всех (или по крайней мере основных) лексико-стилистических слоях.
Вышеизложенное существенно при выборе модели с наиболее вероятностными возможностями в прогнозировании.
Такой моделью является модель с суффиксом -er. Модель с суффиксом -er по своей структуре распадается на две модели:
Словообразовательные значения этой модели следующие:
В качестве агента выступает человек, машина, прибор, приспособление, механизм и т. д.
Модель с суффиксом -er весьма продуктивна в узуальном словообразовании. Образование слов по этой модели обусловливается причинами как лингвистического, так и экстралингвистического характера.
В связи с развитием науки, техники, культуры, общественных отношений появляется настоятельная потребность в обозначении различного вида агентов. Таким агентом в первую очередь выступает человек, выполняющий действия, связанные с профессией, общественной, культурной деятельностью или другими обстоятельствами существования; причем сфера деятельности человека в современном обществе постоянно расширяется.
В современном обществе в связи с развитием науки и техники появляется огромное количество механических, электрических, электронных заменителей человека - агентов, выполняющих различные действия.
Наука и техника: space-walker, jammer, photo composer, soft-lander;
Общественная жизнь: peacekeeper, left-winger;
Быт: biker, body-builder, preschooler, looker-in, coffee-maker.
Модель с суффиксом -er продуктивна и в неузуальном словообразовании. В современной художественной и отчасти общественно-политической литературе встречаются слова данного типа:
Эти производные относятся к речевым образованиям и создаются для синтаксической организации текста или выражения экспрессивности.
Примеры:
Мотивирующими основами являются глаголы (shave, attend), существительные (room, board) и иногда прилагательные (stranger от strange).
Примеры:
Сложнопроизводные слова образуются из разных словосочетаний и фразеологизмов, воспроизводя их структурно-семантические отношения:
Словообразовательная база модели -er отличается широтой и разнообразием. Используются глагольные, именные, прилагательные основы и разнообразные словосочетания, включая фразеологизмы.
Такое разнообразие повышает предсказуемость образования значительного числа слов и позволяет прогнозировать развитие модели в целом.
Предсказуемые свойства слов зависят от множества факторов, и только тщательный анализ каждого из них в совокупности помогает решению проблемы прогнозирования в словообразовании.