Средства народной педагогики и возможности их использования при воспитании

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это наука о народном опыте, воспитании подрастающего поколения.

Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, былинах, песнях, загадках, игрушках, пословицах и т. д.

Этнопедагогика включает в себя разные средства, которые воздействуют на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Одним из таких средств являются сказки. Материалом для народных сказок служили окружающая природа и жизнь народа: его борьба за счастье, существовавшие обычаи и верования. В сказках, особенно, исторических прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба с иноземным врагом. В сказках отражается народный идеал мужчины и женщины.

Сказки, пословицы и поговорки - средства народной педагогикиСказки, пословицы и поговорки - средства народной педагогики

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках мучения положительного героя является временными, за ними обычно приходит радость, причем, радость как результат борьбы, как результат совместных усилий. Оптимизм сказок нравится детям и усиливает воспитательное значение сюжета сказки. Увлекательность сюжета, образность и забавность приковывает в сказке внимание детей. Сказки всех народов мира всегда поучительные и назидательные.

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния, сокровенные мечты народа. Главное назначение песен – это эстетическое воспитание. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значения прекрасного в жизни. Песни с древних времен призывали к трудовой деятельности, нравственному поведению, заботе о родном народе, его обычаях, культуре, языке.

Пословица - это изречение, придуманное народом, иногда читающееся в рифму, а иногда нет, несущее какой-то жизненный опыт, вывод. Пословицы удовлетворяют познавательные, интеллектуальные, нравственные потребности человека. В пословицах отражаются педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, цели, средств и методов в воспитании, поощрении и наказании, наследственности, влияния окружающего мира и т. д. В пословице – готовый вывод, но она не конец, не завершение раздумий, а скорее точка опоры для новых мыслей.

В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказатель¬ное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадки – умны, высокопоэтичны, могут нести в себе воспитательную идею. Они позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

Средства народной педагогики играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Благодаря им мы можем приобщать детей к изучению своей культуры, народа и истории.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!