Отработка каллиграфического навыка письма одна из важнейших задач в начальной школе наряду с чтением и вычислительными навыками.
В последние годы проблема формирования разборчивого красивого почерка в школе становится все более актуальной, так как школьники не хотят писать красиво и аккуратно, используется печатный текст.
Сложность обучения детей письму в 1 классе заключается в том, что в отличие от устной формы речи, которой ребята овладевают с младенчества, писать приходится учиться. А это трудно! Наблюдается сильное напряжение всех мышц верхней части тела ребенка, требуется правильная координация при выполнении письменных заданий плюс эмоциональная нагрузка, ведь ребенка постигают трудности и неудачи, из-за которых он переживает.
Ученик старается быстрее закончить трудное и неинтересное дело. Обучение письму в 1 классе превращается в длительный и трудоемкий процесс. Каллиграфический почерк вырабатывается медленно и со слезами.
Попробуем разобраться, что должен усвоить ребенок с первых уроков чистописания, чтобы добиться каллиграфического почерка.
В переводе "каллиграфия" обозначает "красиво пишу" или искусство писать ровным красивым почерком.
Чистописание возникло с историей письменности. В древности люди, желая изложить и передать свои мысли, высекали письмена на камнях, металле, глине, дереве. Позже появились материалы для письма: папирус, ткань, бумага, пергамент и инструменты для письма: перья, кисти, тростниковые палочки и впоследствии ручки.
Каллиграфический навык письма формируется в процессе многократных упражнений с соблюдением основных правил учеником:
Успех обучения каллиграфическому навыку письма зависит от соблюдения гигиенических требований:
Упражняясь в письме букв учащиеся должны знать и уметь:
В первые дни учебы первоклассникам необходимо усвоить следующие понятия:
Графическую основу чистописания составляют 8 постоянных элементов русского алфавита:
Для закрепления зрительного образа буквы учитель может использовать приемы:
С целью совершенствования каллиграфического навыка письма учащихся в начальной школе рекомендуется проводить минутки чистописания ежедневно с 1-4 класс по 5-8 минут на каждом уроке. Они должны быть нацелены на отработку букв и соединений, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения. Но основное внимание уделяется развитию ритмичности, плавности и скорости письма. Упражнения на отработку соединений букв готовят руку к ускоренному, более быстрому письму, создают фундамент для выработки скорописи.
Хочется привести в пример слова К. Д. Ушинского "Такт для пишущей руки – то же самое, что и для танцующей ноги".