Формирование каллиграфического навыка у учащихся начальной школы

Отработка каллиграфического навыка письма одна из важнейших задач в начальной школе наряду с чтением и вычислительными навыками.

В последние годы проблема формирования разборчивого красивого почерка в школе становится все более актуальной, так как школьники не хотят писать красиво и аккуратно, используется печатный текст.

Сложность обучения детей письму в 1 классе заключается в том, что в отличие от устной формы речи, которой ребята овладевают с младенчества, писать приходится учиться. А это трудно! Наблюдается сильное напряжение всех мышц верхней части тела ребенка, требуется правильная координация при выполнении письменных заданий плюс эмоциональная нагрузка, ведь ребенка постигают трудности и неудачи, из-за которых он переживает.

Ученик старается быстрее закончить трудное и неинтересное дело. Обучение письму в 1 классе превращается в длительный и трудоемкий процесс. Каллиграфический почерк вырабатывается медленно и со слезами.

Попробуем разобраться, что должен усвоить ребенок с первых уроков чистописания, чтобы добиться каллиграфического почерка.

В переводе "каллиграфия" обозначает "красиво пишу" или искусство писать ровным красивым почерком.

Отработка каллиграфического навыкаОтработка каллиграфического навыка

Чистописание возникло с историей письменности. В древности люди, желая изложить и передать свои мысли, высекали письмена на камнях, металле, глине, дереве. Позже появились материалы для письма: папирус, ткань, бумага, пергамент и инструменты для письма: перья, кисти, тростниковые палочки и впоследствии ручки.

Каллиграфический навык письма формируется в процессе многократных упражнений с соблюдением основных правил учеником:

  1. Писать нужно с наклоном;
  2. Писать легко, не нажимая на ручку;
  3. Сохранять безотрывность написания слогов и слов;
  4. Соблюдать равные интервалы между словами;
  5. Писать чисто, без помарок.

Успех обучения каллиграфическому навыку письма зависит от соблюдения гигиенических требований:

  • прямая посадка при письме (таблица "Правильная посадка во время занятий"), грудь не касается письменного стола (кулачок должен входить между грудью и партой), ноги стоят всей ступней на полу, голова склоняется при письме чуть влево (для правшей);
  • ручку нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Расстояние от стержня 1-1,5 см, близко к сужающейся части кончика ручки;
  • тетрадь положить с наклоном, уголок должен приходиться на середину груди.

Упражняясь в письме букв учащиеся должны знать и уметь:

  1. Ориентироваться на страницах прописи, строках;
  2. Знать написание той или иной буквы (форма, пропорции, размер);
  3. Уметь соединять буквы с другими по высоте – верхнее, нижнее, среднее соединение (комментировать);
  4. Замечать ошибки на письме своем и своих одноклассников, объяснять, исправлять.

В первые дни учебы первоклассникам необходимо усвоить следующие понятия:

  • рабочая строка;
  • верхняя и нижняя рабочая линия строки;
  • дополнительная строка;
  • наклонная прямая линия.

Графическую основу чистописания составляют 8 постоянных элементов русского алфавита:

  1. прямая линия;
  2. линия с закруглением с одной и двух сторон;
  3. линия с петлей;
  4. линия с четвертным овалом;
  5. плавная линия;
  6. овал и полуовал.

Для закрепления зрительного образа буквы учитель может использовать приемы:

  • Непосредственная помощь ученику (направление кисти ребенка своей рукой);
  • Обведение написанного в прописях или за учителем в воздухе;
  • Письмо под счет в определенном ритме;
  • Письмо мокрой кисточкой на доске и др.

С целью совершенствования каллиграфического навыка письма учащихся в начальной школе рекомендуется проводить минутки чистописания ежедневно с 1-4 класс по 5-8 минут на каждом уроке. Они должны быть нацелены на отработку букв и соединений, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения. Но основное внимание уделяется развитию ритмичности, плавности и скорости письма. Упражнения на отработку соединений букв готовят руку к ускоренному, более быстрому письму, создают фундамент для выработки скорописи.

Хочется привести в пример слова К. Д. Ушинского "Такт для пишущей руки – то же самое, что и для танцующей ноги".

Размер:
17.8 Kb
Скачали:
5