Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
При разгадывании загадок:
а) формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
б) ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
в) мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
г) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
д) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ
1. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу? (Очки)
2. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
3. А ну-ка, ребята, кто отгадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (Рукавички)
4. Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
5. Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь, у тихонь на головках огонь. (Спички)
6. Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде. (Удочка)
7. Рос шар бел, ветер дунул — шар улетел. (Одуванчик)
8. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько черненьких домков, столько маленьких жильцов. (Подсолнечник)
9. В лесу вырезана, гладко вытесана. Поёт — заливается, как называется? (Дудочка)
10. Я маковой крупинков упала на тропинку, остановила вас, закончила рассказ. (Точка)
Удвоенные согласные
1. Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна)
2. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём, а под крышей дома вожжи, дом без них ходить не сможет. (Троллейбус)
3. Плещет тёплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)
4. Этот глаз — особый глаз. Быстро глянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Непроизносимые согласные
1. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце).
2. Крутая гора, что ни шаг, то дыра. (Лестница)
Парные согласные
1. Маленькие лапки, на лапках царапки. (Кошка)
2. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
3. Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
6. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
7. Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы — нет под шапкой головы. (Гриб)
8. Во двое горой, а в избе водой. (Снег)
9. Бьют Ермилку по затылку. Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
10. Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках. Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
11. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним такая гладь, ни морщинки ни видать. (Утюг).
12. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь (Самолёт)
13. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери, ты смотри меня не трожь — я колючий шарик... (Ёж)
14. Шар земной внесли в автобус! Оказалось, это... (Глобус)
15. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я?...(Тетрадь)
Безударные гласные
1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
2. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза)
3. Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила)
4. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке, Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)
5. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка. (Рябина)
6. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса, а зовут её ... (Лиса)
7. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)
8. Хороводами в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)
9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем-ищем — не найдём. (Роса)
10. По морю идёт, а до берега дойдёт — тут и пропадёт. (Волна)
11. Мы варенья наварили, никому не говорили. Чудеса! Чудеса! Как проведала...(оса?)
12. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (Пчела)
13. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)
14. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, и сады и огороды всей окреге полила. (Гроза)
15. Делиться со всеми — привычка моя! Вам яду не надо? - спросила... (змея)
16. С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Мягкий знак (Ь) после шипящих у существительных мужского и женского рода
1. В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой (Ёж).
2. Весёлые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4. Да не бойтесь, ладно уж, не ужалит этот...(Уж)
5. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)
6. Махнула птица крылом и покрыла свет одним пером (Ночь)
7. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)
8. В поле тычинка — золотая вершинка. (Рожь)
9. Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь)
10. Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч)
Мягкий знак (Ь) и твёрдый знак (Ъ) разделительные
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
2. Спинки в веснушках. Ах, как неловко! И покраснела божья ...(Коровка)
3. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга).
4. Вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)
5. В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет — из лесного сора строит себе город. (Муравьи)
6. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу (Подъёмный кран)
Мягкий знак — показатель мягкости
1. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
2. Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу; пора придёт — сама уйдёт (Тень)
3. В воде купался, а сух остался (Гусь)
4. Кто в дом ни идёт, меня за руку берёт. (Дверь)
5. Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь)
6. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна просыпается от сна (Медведь)
8. Кто на голове свой дом носит? (Олень)
9. Каждый вечер я иду рисовать круги на льду, только не карандашами, а блестящими ...(коньками)
10. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
11. У двух матерей по пяти сыновей, для всех одно имя (Пальцы)
Буквосочетания -оро-, -оло-
1. Глубоко был спрятан он, 1-2-3-и вышел вон, и стоит он на виду, белый, я тебя найду. (Боровик).
2. Не сеют, не сажают — сами вырастают. (Волосы)
3. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)
4. Десять мальчиков живут в зелёных чуланчиках. (Горох)
5. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)
6. Чёрных ягод пышных куст — хороши они на вкус. (Смородина)
7. Говорит дорожка — два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня» (Полотенце)
8. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.(Полотенце)
9. Не море, не земля, корабли не плавают и ходть нельзя. (Болото)
10. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)
11. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
12. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
13. Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (Молоток).
Буквосочетания жи – ши
1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши)
2. Ползун ползёт, иголочки везёт. (Ёжик)
3. Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, а зовутся (лыжами)
4. С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые (Снежинки)
5. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (Жираф)
6. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются.
7. Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных, Запах крепок и душист, а её зелёный лист нам идёт на чай. Что за травка, отгадай! (Душица)
8. На четыре ноги надевали сапоги. Пред тем, как надевать стали обувь надувать. (Шины)
9. Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник)
10. Если дождик — мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Калоши)
Буквосочетания чу-щу
1. Ночь, но если я захочу, щёлкну раз — и день включу. (Выключатель)
2. Пять амбарушек — одни ворота (Перчатки)
3. Не шит, не кроен, а на ниточке сборен (Чулок)
4. Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы)
5. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (Туча)
6. Чёрненько, горяченько, а все любят. (Чай)
7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
8. Горит столб, а дыму нету (Свеча)
9. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
10. Стоит Антошка на одной ножке, руки из палки, в руках мочалки. (Чучело огородное)
О ягодах
1. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)
2. Чёрных ягод пышный куст — хороши они на вкус. (Смородина)
3. На припёке у пеньков много тонких стебельков.
4. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
5. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)
6. На лесной полянке красуется Татьянка, алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)
7. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)
8. Зелёные кусточки, алые цветочки; когти-коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник)
9. Растёт зелёный кустик — дотронешься — укусит. (Шиповник)
10. Весной — белёная, летом — зелёная, осенью — калёная, зимой — хвалёная. Калина)
11. Белая, пушистая, густая, душистая, завесила село — как будто подморозило, как будто сад и озеро метелью занесло. (Черёмуха)
12. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. (Малина)
13. Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со смной знаком? (Клюква)
14. На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
15. Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач,
16. на вкус, как сахар сладкий, а сам похож на мяч. (Арбуз)
17. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)