Сценарий культурно-досуговой деятельности для детей 4-7 лет "Важская осень"

Цель:

  • формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории;
  • воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора.

Задачи:

  • закрепление через разные виды деятельности знания детей о поселке Аргуновский, достопримечательностях, людях – тружениках;
  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного поселка, воспитывать уважение к труду односельчан, создающих красивый поселок (инфраструктуру);
  • развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Предварительная работа:

  1. беседы с детьми о г. Вельске, о поселке и близлежащих деревнях; рассматривание фотографий старого и нового поселка;
  2. изучение обозначений названий улиц символами; экскурсии по улицам поселка, к памятнику воинской славы, в библиотеку и т.д.;
  3. составление творческих рассказов о "Мой любимый уголок в п. Аргуновский;
  4. разучивание песен, стихов вельских поэтов;
  5. Приготовить презентацию о поселке. (по содержанию досуга)

Материал и оборудование: иллюстрации, фотографии, детские работы (рисунки, аппликации), символы улиц города. Рябинки, рули, синие платочки, зонтики, аудиозаписи для танца. Презентация "Мой Аргуновский!"

Ход мероприятия

Слайд "Широка Вага река". Вход детей: мальчики – заходят под музыку "Калина красная - За тихой рекою", чтение ведущим стихотворения Е. Потехиной "Возле Ваги" из сборника "Любимый Вельский край".

Возле Ваги, нашей северной реки,
В поле зреет рожь, синеют васильки.
А за Велью, шаловливою рекой,
Отцветает лен душистый, голубой.

Мальчики делают круг, затем останавливаются у своих стульев (через один).

Выйду в поле, васильков нарву букет
И с любовью уложу к цветочку цвет.
Ах, какая это синяя краса!
Словно милого любимые глаза.

Заходят девочки в синих платьях и/или с синими платочками под ту же музыку, делают круг, затем встают у стульчиков между мальчиками.

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по родным местам, ведь родина – это место, где мы родились.
- Узнаем много интересного про Важский край, про реки Вель и Вага, наш поселок Аргуновский, прочитаем стихи вельских поэтов.

Ребенок:
Важский край – это Русь изначальная,
Город истинно русских корней.
Словно весточка прошлого дальнего –

Прикоснешься и станешь сильней!
Сколько б ни было тропок исхожено,
Перевидано мира красот,

Что на Родине в душу заложено,
То, как свет путеводный, живет.
(Вельск. А. Гессе)

Ведущий: Все красоты нашего края мы увидим сегодня в этой презентации. (Слайд "Осень в лесу, знакомом детям")

Ходит Осень по полям, ходит Осень по лесам.
Вот бы Осень заглянула ненадолго в гости к нам!
Ходит возле Ваги важно, и зовем мы Осень - Важской.
Позовем ее скорей, вместе будет веселей!

Русская народная закличка
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости недель восемь,
С обильными хлебами,

С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише! Что-то странное я слышу. (Дети садятся. Под музыку выходит Тучка)

Тучка: Я тучка осенняя, синяя, синяя.
Пусть небольшая, но очень сильная.
Если только захочу, всех вас дождиком смочу. (можно брызнуть или взять султанчики синего цвета)

Шум дождя. Слайд "Дождь в поселке. Дети с зонтиками".

Дети:

1. Нам фея-дождливая осень
Зонты, как цветы раздала.
Когда их торжественно носим,
Роскошно горят купола.

2. Мы держим зонты-транспоранты,
Идет разноцветный парад,
Играют дожди-музыканты,
Небесный шумит звукоряд.

3. А ветер колышет листвою,
Волною задел куполок,
И вот над моей головою
Качается зонтик-цветок.

4. Звездою над улицей людной
Ныряет сквозь дождь проливной.
Как весело, празднично, чудно,
Когда яркий зонт надо мной.
(Л. Нефедова)

Тучка: Чувствую, дождиком вас не запугать. А сколько вы знаете дождей? (слайд - осенний фон)

Игра "Сколько знаем мы дождей?"

Сколько знаем мы дождей? (руки - в стороны, пожимаем плечами)
Посчитайте поскорей! (считаем пальчики)
Дождик с ветром, (руками качаем над головой)
Дождь грибной, (делаем над головой "домик")

Дождик с радугой-дугой! ("рисуем" над головой радугу)
Дождик с солнцем, (руки вверх, ладошки раскрыты)
Дождик с градом, (потопали ногами)
Дождик с тихим листопадом! (потихоньку приседаем, руки опускаем вниз)

Парный танец с зонтиками

Слайд "Рябина у садика".
Ведущий:
А рябину ярче всех Осень нарядила,
Спелых ягод к празднику Рябине подарила.
Дождь закончился и вот, девочка Рябинка к нам идет.

Музыка – вступление к хороводу - до 10 сек. Выходит девочка.
Дети читают стихи:

1. Ветер крутит сорванные листья,
Я их в синем воздухе ловлю,
И сорву рябиновые кисти, -
Больше всех рябинушку люблю.
(Л. Нефедова)

2. Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.
(Е. Благинина)

3. У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.

Рябинка: Осенью другое дело –
Бусы алые надену!
Взять дружочка предлагаю.
Всех на танец приглашаю!

Хоровод "Вокруг рябинушки"
(муз. и сл. Л. Веселовой)

Слайд "Тучи над поселком. Гроза".
Тучка: Ну, чего вы тут расшумелись? Никакого покоя!
Почему вы веселитесь, а не дуетесь, не злитесь!
Осенью дожди, ненастье! Бррр… ну какое в этом счастье?

Ведущая: Как же нам не веселиться?
Праздник осени у нас!
Важскую Осень в гости мы просим!

Тучка: Ой, ой, ой, подумаешь! Какие важные! А Важская Осень к вам не придет!
Ведущая: Как это так не придет? Тучка, скажи нам, где Важская Осень!
Тучка: Была в лесу ваша потеряшка, деревья раскрасила, зайцу белую шубку подарила, медведя спать в берлогу отправила и ушла.

Ведущая: Где же нам теперь ее искать?
Тучка: В поселке, заблудилась, наверное. Но что бы Осень отыскать, нужно все о своем поселке знать, задания вам придется выполнять и вкусные северные яблочки за испытания получать!

- Вот у меня есть волшебная корзинка с заданиями. (передает корзинку ведущему)
- А мне пора улетать.

Слайд "Северные яблони в поселке", музыка таже, что и на вход. (Тучка уходит)
Ведущий: Ребята! Посмотрим, какие задания в корзинке. (ведущий дает возможность выбрать яблоко детям)
- Задание: "А вы знаете, на какой реке стоит наш поселок Аргуновский?"

Дети:
1. На берегу, среди тайги
Стоит поселок у реки.
Бежит, журчит Вага-река
Спешит сюда издалека.

2. Иван Молчанов. Вага.
Небо – большая бумага,
В небе – стога – облака.
Синяя, синяя Вага,
Наша родная река…

Рыбок резвится ватага,
Дети резвятся в воде…
Синяя, синяя Вага,
Лучшей не сыщешь нигде!

Танец девочек "Реченька"

Слайд "Речка Вага".
Ведущий: Давайте продолжим наше путешествие по поселку Аргуновский и найдем Важскую Осень - потеряшку. (Слайд "Улицы поселка")

Ребенок:
Поселок Аргуновский - хороший и родной.

Он чистый и красивый, и всем нам дорогой.
Уютный берег Ваги и синяя вода.
Люблю я прогуляться здесь с мамой иногда.

Ведущий дает возможность выбрать яблоко детям.
Задание 1: Какие улицы поселка вы знаете? Назовите их. На каких улицах вы живете? (Заозерская, 1 Мая, Комсомольская, Юбилейная, Молодежная и т.д.)
Задание 2: Придумать красивое пожелание нашему поселку. (Передаем друг другу шарик с пожеланием. Сначала говорит пожелания группа "Капелька")

- А группе "Почемучки" другое задание: Наш поселок какой? (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный)
- Будем праздник продолжать. Предлагаю поиграть. (Слайд "Ручеек")

Хоровод "Калина красная - За тихой рекою"

Правило: выбирать пару не из середины, а с краю – из двоих, ближе стоящих к игроку. Игра заканчивается, когда все дети прошли через ручеек.

Стихи детям:

1. Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

2. Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны. (Погрозить)

Ведущий: А знаете ли вы про целебный источник, который находится недалеко от нашего поселка? Он называется Петровский ключ.
- Вода в нем чистая, холодная и считается лечебной. А почему он так называется? (Слайд "Петр 1 и флот в Архангельске")

- Существует такая легенда. Задумал как-то царь Петр I флот построить на Северной Двине и отправился в далекое путешествие от Петербурга до Архангельска.
- Как вы думаете, на чем? (ответы детей)
- На карете - он же царь, на лодках по рекам (кораблей еще не было), на лошадях по лесным дорогам.

- И вот однажды плыл Петр 1 по реке Ваге мимо деревни Овсянниковской. Вышли люди его встречать с хлебом – солью. А откушав, захотел царь пить. Ему и показали наш ключ.
- Царь Петр 1 поблагодарил наших земляков и поехал дальше, в Архангельск, корабли строить. А ключ с тех пор стали называть Петровым или Петровским.

Дети читают стихи:

1. Нет природы Русской краше,
Хоть полмира обойди.
Заповедники и парки,
Защищать мы все должны.

2. Заповедники и парки
Призываю вас беречь.
Это место для мечтаний,
Для прогулок, теплых встреч.

3. Пусть всегда вам радость дарят
Эти славные леса,
Начинается за ними
Пусть лишь счастья полоса.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что наш парк считается заповедником. В нашем парке я гуляла, шишек вам насобирала.
- Положила их в пакет. Где пакет? Пакета нет! (ведущий ищет пакет, находит и как бы случайно высыпает мусор)

Выбегает ёжик - ребенок из подготовительной группы.
Ведущий: Ёж пыхтит и морщится

Ёжик: Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

Ведущий: Ёжик, наши ребята помогут тебе собрать мусор.

Игра "Кто быстрее соберет мусор и рассортирует его"

Ребенок:
Аргуновский очень любим,
Его всегда беречь мы будем,
Ведь в нем с рожденья мы живем
И любим больше с каждым днем!
Ведущий: Ёжик, помоги нам Важскую Осень отыскать.

Ёжик:
Это здесь, недалеко
Вам найти ее легко:
Поверни за бугорок,
А потом наискосок,

Там у леса на опушке
Детский садик "Тополек".
Вы заданья все прошли?
Значит, Осень вы нашли!

Ведущий: Спасибо, тебе, Ёжик, за подсказку…
Ёжик: Ну, а я в своей берложке до весны посплю немножко. (уходит)

Ведущий: Долго Осень мы искали и немножечко устали,
А Важская Осень сама к нам навстречу идет и подарки в корзинке детям несет. (Входит Осень с песней на стихи Л. Дербиной)

Осень: Ах, чтоб печаль не мучила, уйду в леса дремучие.
И там гуляючи в лесу печаль по лесу разнесу.
Отдам березке свои слезки, ивинке - тоскливинки.
А разлапой елочке - уныния осколочки.

Кручинушку проклятую я под корягой спрятаю.
А в зеленОм болотушке все утоплю заботушки.
Свои худые славушки сдам лешачихе - бабушке.

От сосенки, осинушки понаберусь я силушки.
Расстанусь я со слабостью, наполнюсь светлой радостью.
И деревнями, селами опять пойду веселая...

Дети вместе: Здравствуй, осень! Осень Важская! Золотая наша осень! (Слайд "Важская Осень")

Песня "От чего плачет осень?"
(слова и музыка Е. Соколовой)

Ведущий: Важская Осень, мы приглашаем тебя в путешествие по нашему поселку и по Важскому краю.
Осень: Спасибо, ребята! С удовольствием приму ваше приглашение. (ведущий дает возможность выбрать яблоко детям)

Задание 3: Ребята, а вы можете назвать соседей поселка Аргуновский?" (город Вельск, деревни Аргуновская, Некрасово, Болотово, Покровская, Овсянниковская)

Дети читают стихи:

1. Непристижный, провинциальный,
Город древний, город славный.
Окружают твою колыбель
Реки-матери - Вага и Вель.

2. Когда подрасту, я объеду Россию.
Во многих местах я смогу побывать!
Пока же я в Вельске хочу все увидеть.
Я очень люблю по Вельску гулять.
(А. Малолетов)

Видео "Любимый Вельск" (муз.: И. Муртазин сл. О. Завьяловой) исп. Л. Черемисина (1 куплет и припев песни). Слайд "Виды Вельска".
Важская Осень: Тогда я предлагаю вам погулять по улицам нашего славного соседа - города Вельска.

Игра "Люблю по городу гулять"

Люблю по Вельску я гулять, (ходьба на месте)
Люблю я улицы считать.
Гагарина – раз, Советская – два. (поворот туловища вправо-влево)

Карпеченко – три, Первомайская - четыре –
все живут в своей квартире. (приседание)
Пять - гуляю по Набережной опять. (ходьба на месте)

Шесть – на речку Вагу я схожу,
На Аргуновский погляжу. (поворот туловища, правая рука у лба)
Семь – Дворец Культуры наш, (поднимаются на носки, хлопают в ладоши)

Красив, огромен он сейчас.
Восемь елка – в Новый год, (ноги на ш.п., упражнение "Маятник")
На площади Ленина хоровод.

Девять - повстречался мне, (ходьба на месте)
Памятник большой войне.
Я тихонько постою (по стойке смирно)

И цветочки положу! (наклон)
Десять – в "Пассаже" кинотеатр. (бинокль смотрим вверх, вниз, в стороны)
Фильм хороший посмотрю,
Очень город я люблю. (протянуть руки вперед и прижать к груди "сердечком")

Песня "Осень раскрасавица появилась в городе"
(Слова и музыка Кислициной Е.В.)

Слайд "Аргуновские деревни"

Отрывок из стихотворения "Пежма"
Вьется лентою дорога
По холмам, лесам, полям,
То и дело подъезжаешь

К милым сердцу деревням.
С каждым новым поворотом –
Перед взором новый вид.

Вон в кустах под косогором
Речка ласково блестит. (В оригинале не "речка", а "Пежма")
(В. Давыдов)

Ребенок:
Дороги вельские, дороги сельские,
Копытом битые, дождем размытые.
Снегами белены, в лесах затеряны.

Ползут зигзагами по-над оврагами…
След неутраченный телег несмазанных:
Писали тракторы ее чумазые…

(Н. Журавлев)

Танец "Трактористы"

Слайд "Трактор на аргуновских дорогах"
Осень: Засиделась детвора,
Ждет вас русская игра!

Игра "Заплетися, плетень"

Дети подготовительной группы делятся на 2 команды: девочки и мальчики. Девочки идут навстречу мальчикам и поют:
- Как в поселке Аргуновский осень наступила.

В конце каждой строки кланяются, отходят на свое место и поют:
- Собирать девчата стали, что на грядке было.

Аналогично - мальчики:
- Аргуновские ребята – мы вам помогаем.
- Овощи все выросли, уборку начинаем.

Под музыку расходятся, "собирают" овощи, по команде:
- 1, 2, 3 – плетень собери! – все команды строят "плетень". Кто быстрее: мальчики или девочки?

1 ребенок: Нет на свете поселка краше
Это – малая родина наша!
Здесь есть речка и леса,
И прекрасные места.

2 ребенок: Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

Песня "Маму люблю"
(автор Е. Обухова)

Осень: Очень весело мне было!
Всех ребят я полюбила.
Славно мы повеселились,

Очень крепко подружились!
Но, спешить мне в лес пора.
Что поделать? Ждут дела!

Ведущий: А какие? (Слайд "Перелетные птицы")
Осень: Перелетных птиц отправлю к югу, в теплые края,
Остальных у вас оставлю, смена кончилась моя.
Вы о них не забывайте, выручайте в трудный час.

Хлеба, зернышек давайте, это – просьба, мой наказ.
Птицы будут очень рады получить от вас еду.
Птичья песня вам награда за любовь и доброту.
Просмотр фото. Фотоальбом дарят Осени.

Осень: Спасибо, ребята, за память в альбоме,
Просторы аргуновские, мне теперь знакомы.
Ну, а я для детворы, приготовила дары.
Ешьте фрукты, соки пейте и зимою не болейте! (Раздает угощения)

Песня "До свиданья, осень"
(Слова и музыка: Л. Олифирова)

Ведущий: Вот с таким хорошим настроением мы возвращаемся домой, в наш любимый поселок Аргуновский, в детский сад "Тополек".
- Хочется завершить наше путешествие стихами нашего вельского поэта.

…Без мира едва ли наступит покой,
Любви нет без друга и неба.
На свете не может быть жизни другой —
Без Бога, без Дома, без Хлеба.

А время проходит, мы живы пока!
Мы верим, мы любим, мы в силе!
Пусть будет свободна, богата, крепка
Любимая наша Россия!
(Л. Нефедова)

Размер:
40.82 Kb
Скачали:
6