Цель: формировать представление детей о русских народных праздниках и традициях.
Задачи:
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, закличек и приговорок, считалок и игр, скороговорок и частушек.
Оборудование: березы, панорама с изображением домов в сельской местности.
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Еще в середине XVIII столетия уральский казак Ки́рша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка. Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин.
Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то, и другое людям так же необходимо, как хлеб, воздух, общение.
Дети входят в группу в русских народных костюмах, звучит веселая музыка. На столах сувениры, игрушки, пряники, сладости.
Ведущий: Добрый день, дорогие гости и дети! Я очень рада видеть вас здесь на нашей необычной ярмарке.
- Раньше на Руси были ежегодные народные ярмарки. Устраивался большой торг с увеселениями. Народные умельцы привозили множество изделий народного ремесла. Русские ярмарки создавали веселое, приподнятое настроение. На ярмарке всегда было место и время проявить ловкость, показать головокружительную плясовую, затевались народные игры и забавы. Наперебой расхваливали продавцы свой товар, зазывая покупателя.
Ребенок:
А да кукла,
Ай да Малаша,
Неслыханное чудо,
Невиданное диво!
Ведущий: О многом можно было узнать, побывав на ярмарочном праздничном представлении: какими мастерами славилась та или ина деревня, какие песни пели, какие водили хороводы.
На празднике слышны шутки, прибаутки, пословицы.
Ребенок 1: "Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго".
Ребенок 2: "Красна птица пером, а человек – уменьем".
Ребенок 3: "Хорошая работа два века живет".
Ведущий: Исстари человек верил в магическую силу слов. Или он заклинал природу, обращаясь за помощью к матери – земле, солнцу, ветру, воде.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль ручья, напевают. Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды, мешая соседу. Тот, кто коснулся воды, выбывал.
Ведущий: В деревнях и селах существовал обычай: накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, девушки, дети.
- Ребята приходили колядовать в масках медведя, козы, журавля. Заводила с колокольчиком и бубном изображал коляду. Все остальные с ним переговаривались.
Дети:
Таусель – коляда,
Барыня молода,
Барыня молода,
Ты где была?
Коней пасла.
А что выпасла?
Коня в седле,
В золотой узде.
А где кони?
За воротами стоят.
Ведущий: Затем все гурьбой шли по селу и пели. Подойдя к одному из домов, стучали в ворота и просили хозяев:
Ребенок:
Уж ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай.
Ты подай-ка пирог – с рукавичку широк.
Подавай, не ломай и начинку не теряй.
Ведущий: Если хозяева долго не выходили из дома, приговаривали:
Ребенок: Не пора ли вам, хозяюшки,
Колядовщиков дарить!
Прикажите, не держите,
Наших ножек не знобите!
Ведущий: Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение, то им желали в Новом году счастья, благополучия.
Ребенок: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Ведущий: За восемь недель до первого весеннего полнолуния справляли старинный праздник проводов зимы – масленицу. На масленицу взрослые пекли блины и посылали ребят "встречать масленицу".
Ребенок: Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
Ведущий: В праздничные дни катались на лошадях вокруг деревни. Строили ледяные горки, с которых съезжали на салазках, рогожах и вениках.
Ребенок: Нам домой идти не годится.
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, масленица – кривошейка,
Покатай-ка нас хорошенько!
Ведущий: После масленичных катаний ребята толпой обходили деревню и у окон просили хозяев не скупиться и масленым кусочком поделиться. В последний день масленицы, провожая ее, ребята пели:
А мы масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
Думали – будет она семь годков,
А она погостила семь деньков.
Эй, масленица, воротись!
В новый год покажись!
Участники игры выбирают по считалке девочку, которая изображает Весну – весняночку. Остальные ребята берут в руки ветки березы и становятся в круг. Они ходят в одну и в другую сторону и перекликаются с Весной – весняночкой.
Ведущий: Необычный праздник веснянки встречали в начале марта. На восходе солнца дети влезали на крыши изб, сараев, бань – закликать весну. Ребята подбрасывали вверх куликов, грачиков, жаворонков, сделанных из теста, и пели:
Дети: Выходи, народ,
Становись у ворот –
Весну закликать,
Зиму провожать.
Прилетите, жаваронушки, к нам,
Принесите из заморья вы нам:
Весну ясную, весну красную –
С сохой, бороной
И лошадкой вороной.
Ведущий: Весенне-летний праздник Семи́к связан с пробуждением природы. Он приходится на седьмой четверг после первого весеннего полнолуния. На Семи́к дома́ украшали ветками березы, полы посыпали травой, на голову сплетали венки из цветов и трав. В этот день украшали ленточками березку, завивали из ее веток и приговаривали:
Ребенок: Березы, радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут,
К вам красные идут –
Завивать венки идут!
Ведущий: Затем девушки вокруг березки заводили хоровод и пели:
Пошли девушки в лес гулять,
Пошли красные березку завивать.
Вью, вью, ай-лю-лю,
Березыньку позавью.
Завивайся, березка ладненькая,
Завивайся, зеленая, кудрявенькая.
Ведущий: Праздник Ивана Купалы отмечался в самую короткую ночь в году (с 23 на 24 июня), когда "Солнце на зиму поворачивало". Пели, встречая праздник.
Девочки: Еще что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек –
Иванов купальничек!
Кругло, невелико поле,
На нем дивных ягод много,
Спелых и зрелых, красных и белых.
Кто ночью идет, тот наберет.
Ведущий: Отличительную особенность праздника составлял огонь. В ночь с 23 на 24 июня жгли костры и прыгали через них. Водили хороводы вокруг костра и пели песни:
У воды-моря Купала
Играл ночью конь у Ивана.
Копытом камень разбивал,
Искрой костер разжигал.
Скачи-ка первым, конь,
Через велик огонь.
За тобой царь и царица,
И красная девица,
И миром, и пиром,
И с добрыми людьми!
Частушки (исполняет группа детей)
Эх, шире круг! Рукавички с рук!
Моя правая нога захотела трепака.
А ты, Ваня – пастушок,
Подыграй-ка мне в рожок!
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
Эх, топни, нога, топни, правенькая!
Я плясать пошла, хоть и маленькая!
Эх, калина – малина моя!
В лесу красная рябина моя!
Встал наш Ваня на носок, а потом на пятку.
Стал он "русскую" плясать, а потом вприсядку.
Ведущий: К сожалению, праздники и обряды давно утратили свое первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях и играх детей. Но интерес к ним современного человека не пропадает. В них отразилась душа народа, его связь с окружающей природой, его светлые традиции.