В настоящее время в детском саду и начальной школе большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одним из направлений реализации этих технологий является применение методов по активизации мышечного тонуса посредством физкультминутки.
Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста и школьниками начальных классов.
Физкультминутка - это комплекс физические упражнения для детей направленный на оздоровление организма, повышения работоспособности и внимания, улучшения самочувствия, предупреждение утомляемости, сохранение и укрепление осанки.
Комплексы состоят из различных движений, активизирующих работу тех или иных мышечных групп и их расслабление. Физкультминутка для дошкольников помимо физических упражнений, может содержать элементы массажа, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнения для глаз. Может проводиться с музыкальным сопровождением (например, под бубен или аудиозапись), что способствует наиболее яркому восприятию движений дошкольниками.
Физкультминутка для класса может проводится сидя или стоя, как правило под стихотворные тексты.
Все физкультминутки (или физминутки) с движениями можно разделить на 3 вида:
Большой - маленький
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь. (Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
***
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (Прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам...
В яму - бух! (Приседают на корточки)
***
Раз-два
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два - поднялись,
Раз-два - руки вниз.
***
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз - наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен. (Руки подняты вверх, движения по тексту)
***
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро красное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противо¬положной руки и держат их в кулачке. На слова "будут паль¬чики вставать" дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики)
***
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
***
Пальчики
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Один!
Два!
Три!
Четыре!
Пять!
Захотели поиграть! (На счет 1, 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно разжимать из кулачка. На слова "захотели поиграть" пальцы свободно двигаются)
***
Один, два, три...
Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
***
А в лесу растет черника
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
***
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками)
***
А сейчас...
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз..
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты"; 3-4 - основная стойка)
***
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
***
Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте)
***
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке)
***
Вот летит большая птица
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)
***
Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
***
Капуста! (для пальчиков)
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем. ("мнут капусту")
***
Зарядка
Наклонилась сперва
Книзу наша голова (наклон вперед)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой. (наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте. (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
***
Лебеди
Лебеди летят,
Крыльями машут. (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой. (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся. (приседания)
***
Кузнечики
Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг -скок, прыг - скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали. (приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко. (прыжки на месте)
Видео проведения физкультминутки
Скачать физкультминутки с движениями для проведения в классе или среди дошкольников можно по ссылке ниже.