Цель: научить детей слышать живую речь, исполнять частушки.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «частушка», основными их видами.
2. Рассмотреть основные виды частушек.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.
Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в народные костюмы.
1 ведущий:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
2 ведущий: Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «коротушка» и т. п.
1 ведущий: Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это – короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах необрядовой народной лирики
2 ведущий: Екатерина II говорила: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Можно ли представить мир без шуток? Нам бы хотелось, чтобы Вы почувствовали красоту частушек, научились их слушать, петь. Поднимите руки, кто слышал частушки? Кто из Вас, их пел дома, в компании? Знаете ли Вы когда появилась частушка?
1 ведущий:
Выделяют несколько разновидностей русских народных частушек:
Лирические песни о любви – частушки, состоящие из четырех строк. Часто их поют на свадьбах. Особенной разновидностью этих частушек являются эротические, нескромные или озорные шутливые песенки.
Плясовые частушки – разновидность любовных припевок с особым ритмом для того, чтобы под них было удобно танцевать;
Страдальные частушки – пения о несчастливой любви. Как правило, они состоят из двух строк и поются более медленно, чем обычные частушки.
«Семеновна» – особый вид частушек, получивший свое название благодаря зачину «Семеновна». Семеновна – это яркий пример русской женщины – «бабы». Такие частушки состоят из двух строк и известны своим заунывным ритмом.
«Матаня» – разновидность любовных частушек, в которых так обращались к возлюбленной.
Политические частушки – более современный вид припевок, которые распространялись в качестве своеобразного протеста против советской пропаганды.
Юбилейные частушки – еще один современный вид народных песен, который используется для оригинального поздравления.
2 ведущий: Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Первым дал исторически объективную, положительную оценку нового песенного жанра Г. И. Успенский.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам.
Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.
С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
1 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой – так черт с тобой!
2 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.
Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил –
Рот не закрывается.
На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.
1 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.
Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.
2 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример – крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. Поэтому соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».
Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.
Ой, соперница моя,
Как лягушка без костей.
С моим милым постояла
Много было радостей.
Ты, сопера, запевай,
Но меня не задевай.
Если хочешь поругаться —
Поругаемся давай!
1 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
2 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
1 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.
2 ведущий: Трагические времена в истории народа не уменьшили тяготения к частушечному жанру. В годы Великой Отечественной войны частушка продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.
Это лето, в сорок первом,
Никогда не позабыть,
Привалило к сердцу камень –
Ни за что не отвалить.
Мы с миленочком пойдем
Воевать на парочку
Он пойдет за командира,
Я – за санитарочку.
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!
Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!
1 ведущий: На Донбассе особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.
Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала – учитель,
Оказалось, что – шахтёр.
За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же – на поверхности.
Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.
Мне, подруга, о любимом
Позаботиться пора,
Он работает в забое,
Даёт уголь «на гора».
На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего.
2 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?
На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут
Как на каторгу идут.
Только начался урок,
Кристина шлет записочку:
«Очень вкусный пирожок
меняю на ирисочку».
У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «тишина!» -
В школе треснула стена.
1 ведущий: Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
В телевизоре рекламы
как в помойке ерунды.
Лезут в мусор телеманы
За подпиткой для души.
У бедняги депутата
Очень низкая зарплата,
А ему – ну позарез! –
Нужен третий "Мерседес"!
Доллар – папа, кризис – мама,
Снова можно деньги брать.
Хоть долгов уже немало,
Всё равно не отдавать.
Стало книги лень читать –
Тяжко листики листать.
Полюбились кнопки
Да заторы-пробки.
2 ведущий: Частушки – выражение весёлого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Было время когда частушки считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства с сложены эти короткие сильные стихи,- бойкие, стремительные, насмешливые.
1 ведущий: Частушки – часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. Он может быть утрачен от небрежного обращения. Пусть не станете Вы фольклористами, но если в жизни будете изучать, беречь традиции, и это мероприятие заставит вас задуматься об этом, уже хорошо.
2 ведущий: И вот когда посиделки заканчивались или когда хотели закончить пляску, веселье, то тоже исполняли частушки такого плана.
Мы частушки петь кончаем
От души стараемся
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А мы что вам не нравимся?
Возле речки, возле мосту
Две фиалочки цветут,
Без частушек прожить могут,
Да чего-то не живут!
И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора,
И частушки все.
1 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра (Все участники встают, кланяются)
2 ведущий: Всем спасибо за участие!