Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МКОУ СОШ №_.
Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы);
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ №2 на 2013 – 2014 учебный год на изучение
Предмета «Искусство (музыка)» в 7 классе отводится 1 учебный час в неделю.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:
|
I учебная четверть
|
II учебная четверть
|
III учебная четверть |
IV учебная четверть |
всего за год |
всего часов |
9 |
8 |
11 |
7 |
35 |
контрольных работ |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
творческих работ |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2011;
рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2011;
нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2011.
Музыка 7 класс
«Содержание и форма в музыке».
35 часов – 1 час в неделю.
«Содержание и форма в музыке»
«Магическая единственность» музыкального произведения - (1ч)
Содержание в музыке
Музыку трудно объяснить словами – (1ч)
Что такое музыкальное содержание – (2ч)
Каким бывает музыкальное содержание (4ч)
Музыка, которую необходимо объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
«Восточная» партитура Н. Римского Корсакова «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Обобщение по теме «Каким бывает музыкальное содержание» - 1(ч)
Музыкальный образ – (3ч)
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чём рассказывает музыкальный жанр – (4ч)
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Обобщение по теме «Музыкальный образ» - (1ч)
Форма в музыке
Что такое музыкальная форма – (3ч)
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
От целого к деталям.
Музыкальная композиция – (7ч)
Какой бывает музыкальная композиция.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» ( двухчастная форма).
Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.
Многомерность образа в форме рондо.
Образ Великой Отечественной войны в 2Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
Обобщение по теме «Музыкальная композиция» - (1ч)
Музыкальная драматургия - (6ч)
Музыка в развитии.
Музыкальный порыв.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Заключительный урок по теме «Содержание и форма в музыке» - (1ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Требования заключаются:
- понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике 7 класса;
- осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение песен с разными видами аккомпанемента, умение исполнять более сложные ритмические рисунки).
Учебный план 7 класс
Скачать полную версию