Деловая игра по обществоведению и математике 8-9 класс: Налоговая инспекция

Автор: Черепова Светлана Юрьевна, КГКСКОУ Владивостокская КШИ № 1, Приморский край, г. Владивосток, учитель истории и обществоведения.

 

Цель: Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.

Цель: Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Образовательные: Развить представления о назначении налогов в демократическом государстве. Выработка адекватных представлений о повседневной экономической деятельности.

Коррекционно-развивающие: Учить давать полные ответы на вопросы, развивать внимание, память, логическое мышление, анализировать и делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: Воспитывать законопослушного гражданина России, знающего свои права и обязанности.

Оборудование: Конституция РФ, схема «Государственный бюджет», образец налоговой декларации, памятка налогоплательщика.

Тип урока: деловая игра.

Эпиграф:  «Сперва расплатись, а потом падай в обморок!»   С.Лец

«Ленивые и праздные люди в государстве подобны трутням в улье, пожирающим труд пчел-работниц.»   М.Сервантес

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока.

3. Словарная работа.

Налог – установленный государством обязательный сбор.

Налогоплательщик – гражданин, который платит налоги.

Налоговая декларация – заявление лица, налогоплательщика о размерах его дохода, имущества и т.д.

Налоговая инспекция – государственный орган, осуществляющий надзор за уплатой налогов гражданами и юридическими лицами.

Подоходный налог – основной вид налога взимаемый с доходов физических и юридических лиц (заработная плата, прибыли ит.д.)

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности хозяйственном ведении или управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Имеет печать и расчетный счет в банке.

Физическое лицо – налогоплательщик.

Бюджет – это роспись доходов и расходов.

4. Тема урока.

Таблица: «Государственный бюджет»

Доходы

Расходы

От использования государственной собственности, от сбора налогов, от внешнеторговых сборов

На оборону, содержание правоохранительных органов госаппарата, образование, здравоохранение, культуру

 

Беседа по таблице:

Учитель: Из чего состоит государственный бюджет?

Ученик: Государственный бюджет состоит из доходов и расходов.

Учитель: Откуда берутся доходы государства?

Ученик: Доходы поступают в виде налогов, которые платят предприятия и граждане. В виде прибыли от работы государственных предприятий. В виде сбора от внешней торговли.

Учитель: Из чего состоит расходная часть бюджета?

Ученик: Расходная часть бюджета состоит из расходов на оборону, содержание правоохранительных органов, государственного аппарата управления, затраты на образования, здравоохранения, культуры.

Учитель: Что такое налоги?

Ученик: Налоги – обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц.

Учитель: С кого взимаются налоги в нашем государстве?

Учитель: В Российской Федерации налоги взимаются с физических и юридических лиц.

Учитель: Что такое физическое лицо?

Ученик: Физическое лицо – это граждане нашего государства.

Учитель: Что такое юридическое лицо?

Ученик: Юридическое лицо – это различные предприятия, объединения, убеждения, общественные организации, которые имеют в собственности хозяйственном ведении имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Имеют печать и расчетный счет в банке.

Учитель: (Рассказ о налоговой инспекции.) Для того чтобы лучше понять для чего необходимо платить налоги мы с вами проведем деловую игру «Налоговая инспекция». У нас в гостях 2 налоговых инспектора, а остальные будут физические и юридические лица.

Учитель: А сейчас, ребята, для того, чтобы вы лучше усвоили и запомнили с кого и каких размерах берутся прямые налоги, мы проведем две деловые игры и решим такие задачи, которые могут возникнуть при уплате налогов в налоговой инспекции.

Задача № 1

Налоговый инспектор – ученик.

Физическое лицо – ученик.

На доске вывешивается краткое условие задачи:

Задача:

Доход предпринимателя – 53802 р.

Налог на доход физического лица - ?

Налоговый инспектор: Где у нас предприниматель Вахмин Д.О.?

Физическое лицо: Я. А в чем дело?

Налоговый инспектор: Ваш доход в этом году по нашим сведениям составил 53802 р. Почему вы до сих пор не заплатили налог государству?

Физическое лицо: Извините, но я просто не знал, сколько процентов я должен уплатить от своих доходов.

Налоговый инспектор: (вписывая в условие). Запомните! Налог на доход физического лица составляет 13%. Понятно? Идите и высчитывайте, сколько же вы задолжали государству?

Физическое лицо: (решает у доски, а остальные учащихся в тетрадях).

Решение: 13% от 53802 р. =  53802 р.:100 х 13 = 538,02 х 13 = 6994,26 р. = 6 994 р. 26 к.

Ответ: 6994 р. 26 к. налог на доход.

Я должен заплатить налог в размере 6994 р. 26 к.

Налоговый инспектор: Это хорошо, что вы подсчитали налог. Идите и платите, иначе на вас будет наложен штраф. И в следующий раз не задерживайтесь с уплатой налогов, а если возникнут какие-то вопросы, то сразу обращайтесь в налоговую инспекцию.

Учитель: Итак, сейчас предприниматель Вахмин Д. вычислил налог на доход физического лица. Он правильно нашел % от числа, верно произвел действия умножения и деления, преобразовал именное число, комментировал свои действия. Думаю, что он заслуживает отличной оценки своей работы. Сейчас мы с вами разыграем следующую ситуацию. Но в данном случае платить налоги будет уже не физическое лицо, а юридическое.

Задача № 2.

Налоговый инспектор – Волошин Т.

Юридическое лицо – Евсюкова В.

На доске вывешивается краткое условие задачи:

Доход – 72832,5 р.

Затраты – 38082,5 р.

Налог на прибыль - ?

Налоговый инспектор: Итак, где у нас главный бухгалтер фирмы «Эра»?

Юридическое лицо: Я главный бухгалтер. А в чем дело?

Налоговый инспектор: Вы абсолютно неверно составили отчет вашей фирмы и неверно подсчитали налоги, которые ваша фирма должна уплатить государству! Вы хотя бы знаете, какой налог на прибыль должна платить ваша фирма?

Юридическое лицо: Нет, мне кажется 15 или 20%.

Налоговый инспектор: Безобразие! Запомните, налог на прибыль с юридического лица составляет 35% (записывает в условие). Сейчас я вам покажу, как правильно вычислять, а вы садитесь, пишите за мной и учитесь. Запомните, прежде чем искать налог на прибыль. Для этого мы должны от дохода отнять затраты. И только после этого мы будем искать налог на прибыль, а именно – 35% от прибыли.

Решение:

1)     72832,5 – 38082,5 = 34750,0(р.) – прибыль

2)     35% от 34750 р. = 34750 р. : 100 х 35 – 347,5 х 35 =12162,5 р. == 12162,5 = 12162 р. 50 к. – налог на прибыль

Ответ: 12162 р. 50 к.

Итак, ваша фирма «Эра» должна заплатить  государству налог в размере 12162 р.50 к. Вы хорошо усвоили, как правильно вычислять налог на прибыль? Сколько он составляет процентов от прибыли?

Юридическое лицо: Налог на прибыль юридического лица составляет 35%.

Учитель: Какие грамотные у нас налоговые инспекторы! Все объяснили, рассказали нам. А вот как вы запомнили то что они нам рассказали?

Беседа.

Учитель: Какие существуют виды налогов?

Ученик: Налоги бывают прямые и косвенные.

Учитель: Какие налоги относятся к прямым?

Ученик: К прямым налогам относятся подоходный  налог с граждан. Налог на прибыль предприятия, налог на имущество и наследство.

Учитель: Почему налоги на доходы имущество граждан и предприятий называются прямыми?

Ученик: Прямой налог непосредственно, то есть прямо выплачивает тот, с кого он взимается, поэтому и называется прямым.

Учитель: Какие налоги относятся к прямым?

Ученик: К прямым налогам относятся: налог на доход физического лица, налог на прибыль юридического лица.

Учитель: Сколько процентов составляет налог на доход физического лица?

Ученик: Налог на доход физического лица составляет 13%.

Учитель: А каков налог на прибыль юридического лица?

Ученик: Налог на прибыль с юридического лица составляет 35%.

Учитель: Хорошо, вы запомнили данный материал. Какие налоги относятся к косвенным?

Ученик: К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор.

Учитель: Сейчас вы говорили о косвенных налогах. Я предлагаю вам разрешить ситуацию, которая произошла в магазине «Ткани», а заодно посмотреть – не обманывают ли здесь покупателей, честно ли работают?

Задача № 3

Налоговый инспектор – Волошин Т.

Продавец – Белецкая Л.

На доске вывешивается образец материала (шелк) с ценником: Цена 180,2 р. +НДС. Итого 189, 21 рублей.

Налоговый инспектор: Так, хороший, чистый магазин. Красивые ткани. А вот мне понравился этот зеленый шелк. Взять, что ли! Вот и ценник. Цена тоже подходящая. Только вот не указано. Сколько % составляет НДС. Где продавец?

Продавец: Я здесь. Что вы хотели? Купить в нашем магазине материал?

Налоговый инспектор: Я налоговый инспектор Волошин Т. (показывает удостоверение). Я хочу купить у вас материал, но у вас не совсем точно составлен ценник. Почему не указан, сколько % составляет НДС?

Продавец: НДС составляет 5% от цены товара.

Налоговый инспектор: Так  вы так и напишите на ценнике, чтобы люди знали.

Продавец записывает в ценник 5%.

Налоговый инспектор: Теперь покажите мне, как вы подсчитываете новую цену с учетом НДС.

Продавец: Сначала я находила 5% от прежней цены, заменив 5% на 1/20, а затем к прежней цене прибавила найденные 5% и получила новую цену.

Решение:

1)     5% от 180,2 р. = 1/20 от 180,2 р. = 180,2 р. : 20 х 1 = 9,01 р. – НДС.

2)     180,20+9,01=189,21 р. – новая цена.

Налоговый инспектор: Ну что ли верно. На ценнике стоит именно такая сумма. Значит в вашем магазине все верно подсчитывают и не обманывают покупателей. Я обязательно куплю у вас ткань и другим посоветую.

Учитель: Ой, ребята, а у нас большая радость! Пока мы здесь занимались, ученица нашего класса Евсюкова В. Выиграла главный приз игра «Русское лото» - 1 млн.рублей. Давайте поздравим Валю! Только скажи, пожалуйста, Валя, все ли деньги из этого 1 млн. ты получишь, или что-то должна будещь заплатить государству?

Валя: Я должна заплатить государству налог с выигрыша в размере 35%.

Учитель: Подсчитай нам, какую сумму ты должна будешь заплатить в виде налога государству и сколько останется тебе.

Ученица: 1) 35% от 1000000=1000000:100х35=10000х35=350000 р. – налог на прибыль.

2)1000000-350000=650000 р. Остается.

Учитель: Молодец, ты правильно подсчитала.

Учитель: Вы сейчас решили 4 задачи. Давайте посмотрим и выясним какие виды налогов вы запомнили?

Ученик: В первой задаче – прямой налог на доходы физического лица.

Ученик: Во второй задаче – прямой налог на прибыль.

Ученик: В третьей задаче – косвенный налог НДС.

Ученик: В четвертой задаче – прямой налог на прибыль.

Учитель: Кто знает к какому сроку надо уплатить налоги и подать декларацию о своих доходах?

Ученик: Сведения о своих доходах и декларацию необходимо подать до 1 декабря.

Учитель: Итак ребята, мы весь урок говорили с вами о налогах, узнали какие бывают виды налогов, как и в каком количестве вычисляются налоги с разных лиц. Пришло время показать, насколько глубоки и серьезны ваши знания. Как вы знаете, все налогоплательщики должны заполнить и сдать в налоговую инспекцию до 1 декабря налоговую декларацию. Мы тоже приготовили для каждого из вас налоговую декларацию и отдельно лист, на котором представлены данные для внесения в декларацию. Сейчас налоговый инспектор Харченко К. познакомит вас с порядком заполнения декларации. После чего вы самостоятельно ее заполните, вычислите причитающийся с вас налог. После этого вы сдадите их налоговым инспекторам, а они, проверив правильность их заполнения, поместят ваши налоги в казну государства. И помните, чем точнее вы вычислите свой налог и не будете скрывать свои доходы, тем полнее будет казна государства и богаче мы все.

Понятие декларации.

Образец на доске и учеников.

Налоговый инспектор: А сейчас проведем курсы обучения граждан заполнению налоговой декларации. Налоговая декларация – это заявление лица-налогоплательщика о размерах его дохода, имущества. (Заполняет образец на доске).

Ученики заполняют налоговую декларацию.

При решении этой задачи каждый относит в казну государства налог. Пока идет подсчет работаем по таблице «Государственный бюджет».

Учитель: Из чего состоит доходная часть бюджета?

Ученик: Доходная часть бюджета состоит от использования государственной собственности, от сбора налогов, от внешнеторговых сборов.

Учитель: Из чего состоит расходная часть бюджета?

Ученик: Расходная часть бюджета состоит из расходов на оборону, содержание правоохранительных органов госаппарата, образование, здравоохранения, культуру.

Учитель: Чем меньше вы будете стараться платить налоги, тем меньше государство даст нам.

Работа с «Памяткой налогоплательщика» Раздать памятку всем ученикам и зачитать.

Памятка налогоплательщика

- Каждый гражданин Российской Федерации должен уплачивать налоги со всех видов своих доходов.

- Основной вид налога, который платит гражданин – это подоходный налог, то есть налог, исчисляемый «по доходам».

- В конце каждого года гражданин обязан представить в налоговую инспекцию специальный документ – налоговую декларацию.

- За уклонение от уплаты налогов гражданин подлежит административной или уголовной ответственности (С.57 Конституции Российской Федерации).

5. Закрепление.

Учитель: Итак, ребята, какой темы был посвящен сегодняшний урок?

Ученик: Тема нашего урока «Налоговая инспекция». Наш урок посвящен уплате налогов.

Учитель: Налоги платили, платят и будут платить граждане во все времена и во всех странах. Давайте послушаем, что говорили об этом известные люди.

Ученик: (читает) «Сперва расплатись, а потом падай в обморк». С.Лец.

«Ленивые и праздные люди в государстве подобны трутням в улье, пожирающим труд пчел-работниц». М.Сервантес.

Ответы учеников, как они понимают эти высказывания.

Учитель: Что такое бюджет? Из каких 2-х частей он состоит?

Ученик: Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Учитель: Что такое налог?

Ученик: Налог – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

Учитель: С какими видами налогов вы познакомились на уроке?

Ученик: На уроке мы познакомились с двумя видами налогов. Это прямые и косвенные налоги.

Учитель: К какому числу каждый налогоплательщик должен подать налоговую декларацию?

Ученик: Налогоплательщик должен подать налоговую декларацию к 1 декабря.

Учитель: Какова величина налога на доход физического лица?

Ученик: Налог с физического лица составляет 13%.

Учитель: Сколько процентов составляет налог на прибыль?

Ученик: Налог на прибыль составляет 35%.

Учитель: Какие существуют виды косвенных налогов и сколько процентов он составляет?

Ученик: К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог. Он составляет 5%.

Учитель: Молодцы! Вы все очень хорошо усвоили, какие бывают налоги и научились правильно их вычислять.

А какой главный вывод все мы должны сделать из нашего урока?

Ученики хором: Нужно платить налоги!

6. Подведение итогов. Оценки.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий