Конспект урока русского языка 2 класс: Как переносить слова с одной строки на другую?

Автор: Дронова Татьяна Петровна, МКУ СОШ №3 г.Алзамай, Иркутская область, учитель начальных классов.

 

Предмет: Русский язык, 2 класс, УМК «Школа России»

Цели: углубить знания детей о правилах переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Задачи урока:

- познакомить с новыми правилами переноса слов;

- развивать мыслительную деятельность учащихся, правильную грамотную устную речь;

- формировать умение логически рассуждать, анализировать, делать выводы;

- включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Тип урока: открытие нового знания.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык. 2класс», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, с.71-72; подборка иллюстраций к уроку; карточки для работы в парах со словом Лесовичок; маршрутный лист  для работы в группах; конверты с картинками животных: лиса, заяц, ёж, ящерица; презентация MicrosoftPoverPoint; сигнальные карточки с гласными буквами; Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс.

Решаемая проблема: Как переносить слова  с одной строки на другую?

 

Проект урока 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности

 

1.Приветствие учителя

- На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодняшний урок - не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка.  Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

2. Психологический настрой

Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Нас новые правила ждут на пути. Чтоб грамотным стать –

С  тропки лесной никуда не свернём.

Эмоционально настраиваются на урок.

3. Задание на внимание и развитие памяти

- Что изменилось?

- Сорока  прилетел к вам с сообщением. Давайте прочитаем письмо.

«Помогите мне узнать: все ли жители лесные приготовились к встрече со мной. Зима».

Для обозрения предлагается карточка с изображением следующих предметов: собака, василёк, бабочка, слон. Рассматривают, закрывают глаза, сравнивают (на месте бабочки появился сорока.

(На месте бабочки появилась сорока). Под крылышком сороки дети находят письмо и читают.

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

1.Словарная работа

- А кто поведёт нас лесными тропами  вы узнаете, вспомнив написание  слов с непроверяемой безударной гласной.

Ф*милия, в*р*бей, п*суда, к*рова, з*вод, м*шина, с*рока

Вспоминают написание словарных слов.

Работают с сигнальными карточки.

 

2. Целевая установка

- Кто будет нашим проводником? 

- Нашим спутником будет дед «лесовик». Он поведёт нас лесными тропами, чтобы посмотреть, как лесные жители приготовились к зиме. С собой в путь мы возьмём наши знания, полученные  в первом классе  и приготовьтесь к открытию нового.

По подчёркнутым буквам отгадывают слово Лесовик.

 

3. Деление на слоги. Работа в парах.

- Помогите Лесовичку перепрыгнуть болото по кочкам.

- Разделите слово на слоги: лесовичок. Как определили количество слогов?

Работа в парах.

Делят слово Лесовичок на слоги.

4. Деление слов для переноса

Заходим в лес. А вот и первый зверёк встретился на нашем пути. Угадайте, кто это.

Загадка:

Кто по ёлкам скачет ловко?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,  Сушит на зиму грибы?

- Запишите отгадку и разделите слово для переноса (белка – бел-ка).

- Какие запасы сделала белка? (орехи, шишки, жёлуди)

- Запишите слова, разделите для переноса.

- Какую ошибку можно допустить при переносе слова орехи?

Отгадывают загадку (белка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Делят слово белка на слоги.

белка – бел-ка

Записывают слова в тетрадь и делят на слоги:

орехи, шишки, жёлуди

Делают вывод:

Гласная о образует слог. Одну букву оставлять на строке нельзя.

III.Постановка учебной задачи

 

1.Подведение к формулированию темы урока

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?

- Что вы уже знаете о правилах переноса?

Вспоминают правила переноса.

1.Слова переносятся по слогам.

 2.Одну букву нельзя оставлять на строке.

3. Одну букву нельзя переносить.

 

2.Формулирование темы урока

- Кто может сформулировать тему урока?

- Всё ли мы узнали в 1ом классе о переносе слов?

- Что вы ещё хотите узнать по данной теме?

- Откройте учебник на с.71.

- На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую)

Формулируют тему урока: «Перенос слов»

Высказывают предположения:

Какие еще правила существуют при переносе слов.

Читают вопрос в учебнике:

Как переносить слова с одной строки на другую?

3.Прогнозирование ожиданий

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Какую цель  поставим перед собой?

Узнать новые правила переноса слов.

 

Физминутка

Слайд 7: Читают текст физминутки , выполняют соответствующие движения.

А сейчас все дружно встали,отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбоки на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.Молоды  вы, ребятишки.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

 

1.Составление плана работы

- Давайте спланируем свою деятельность.

 

Составляют план работы.

1. Познакомимся с новыми правилами переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Сделаем вывод.

V.Реализация построенного проекта

 

1. Отгадывание ребуса

- Посмотрите, чей-то носик выглядывает из-за пня. Кто же это? Вы узнаете, если отгадаете ребус.

Барабан ,,,, С  ,жук(по щелчку –слово барсук, по щелчку – картинка барсука)

- Как барсук приготовился к зиме?

Рассматривают предметную картинку.

Разгадывают ребус.

Высказывают свои мысли:

питается личинками, червяками, ягодами, гнилыми щепками. К осени растолстеет, станет жирным, ленивым, заберётся в нору и уснёт до самой весны.

 

2.Мини-исследование. Работа в группах.

- Барсук приготовил вам задание, выполнив его, вы узнаете маршрут дальнейшего путешествия и откроете новые тайны переноса слов.

Работа в группах.

Работают с маршрутными листами.

Отчёт групп

 

1 группа

Задание:

1. Исследовать страницу учебника 71, упр.107

2. Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром,   дуб.

3. Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют один  слог , состоящий из одной гласной буквы.

2 группа

Задание:1.Исследовать страницу учебника 71, упр.107

2. Рассмотреть предложенные слова: пеньки,  подъезд,  коньки, деньки, отъезд

3. Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: ь и ъ знаки не переносятся на другую строку.

3 группа

Задание:

1. Исследовать страницу учебника 71, упр.107

2. Рассмотреть предложенные слова:  зайка, лейка, чайка, змейка, чайник

3. Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: буква й остаётся в предыдущем слоге.

4 группа

Задание:

1. Исследовать страницу учебника 71, упр.107

2. Рассмотреть предложенные слова:  аллея, суббота, тонна, Алла.

3. Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при переносе.

 

3. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,  В.Г.Горецкого.

Рассматривают опорные таблицы, делают общий вывод.

VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 

- Тс…тише. Слышите? Чей-то крик доносится с озера. Давайте поспешим на помощь. Это гусь надломил крыло и отстал от стаи. Как гуси готовятся к зиме?

1. Работа по учебникуС.71, упр.108

Задание (устно): разделить слова для переноса

Рассматривают иллюстрацию.

 

 

Фронтально.

Выполняют задание. Объясняют каждое слово, как можно разделить слова для переноса.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

- Лесовичок привёл нас к домику зимы (по щелчку). На двери замок. Это  волк закрыл зиму (по щелчку). Почему волк злой? Какую поговорку про волка вы знаете? (по щелчку ) Как понимаете? Как волк готовится к зиме? Чтобы  открыть замок и выпустить зиму, надо выполнить задание.

Задание: распределить слова на группы: дождь, пальто, тропинка, яма, мойка, маленький, группа

Рассматривают иллюстрацию: ледяной домик, на двери замок, замок-гармошка раскладывается, появляется запись.

Отгадывают поговорку.

ловка гиномякорт

Волка ноги кормят.

Распределяют слова на группы, записывают в тетрадь.

Самопроверка:  на слайде (по щелчку для каждой группы слов)

VIII.Включение в систему знаний и повторение

 

1. Работа по учебнику с.72, упр.109

Задание: Прочитать стихотворение; придумать заголовок (Осень).

- Какие слова употреблены в переносном значении?

- Спишите стихотворение, подчеркните слова, которые нельзя перенести

- Во втором предложении найти грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

Придумывают заголовок к стихотворению.Осень.

Находят слова в переносном значении:

заглянула, жёлтые метели

Списывают стихотворение в тетрадь, подчёркивают слова, которые нельзя перенести: осень, сад, за.

Подчёркивают грамматическую основу предложения.

Взаимопроверка

2.Работа с текстом

(Учитель читает текст)

Тихо в лесу. Лисица приготовила норку. Зайка залез под кусты. Накрылся сухими листьями ёж. Застыли под хворостом юркие ящерки.

- О каких животных идёт речь? Как они приготовились к зиме?

(Учитель читает текст повторно)

- Выпишите названия животных и разделите для переноса.

- Поднимите карточку с изображением животного, название которого при написании не переносится (ёж).

- Поднимите карточку с изображением животного, название которого можно перенести разными способами (лисица)

- Поднимите карточку с изображением животного, в названии которого при переносе надо быть внимательным (ящерица)

- Поднимите карточку с изображением животного, в названии которого новый «секрет» правила. Назовите этого животного ласково?(зайка)

- Мы посмотрели, как лесные жители приготовились к зиме. Пусть зима выходит из своего домика и вступает в свои права.

Слушают чтение учителя.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Выписывают названия животных соответственно заданию.

Проверка:  (У каждого ребёнка конверт с картинками животных: ёж, лисица, заяц, ящерица)

 

VIII.Рефлексия

 

1. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового вы узнали?

- Какие тайны переноса слов мы открыли?

- Какие у вас возникли затруднения?

-Оправдались ли ваши ожидания?

- Ребята, как некоторые  животные приготовились к суровой зиме, мы с вами узнали. Давайте поможем метели укрыть деревья пуховым одеялом.

- Если вы можете про себя сказать: я молодец, был активным на уроке.

 У меня всё получилось, я всё понял – прикрепите  снежинку на большое дерево.

- Если вы можете про себя сказать: я могу лучше работать на уроке.

У меня не всё получалось. Мне ещё нужна помощь, то на маленькие деревца.

 

 

Отвечают на предложенные вопросы.

 

 

 

 

 

Макет дерева; у каждого ученика снежинка.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рефлексия эмоционального состояния

- Кому было интересно путешествовать с Лесовичком – помашите рукой солнышку.

- Тем ребятам, кому было скучно и неинтересно на уроке, для поднятия настроения мы дарим  цветочек.

Дают оценку своего эмоционального состояния.

 

 

 

 

IX. Домашнее задание

 

- Исследовать фантики от конфет, записать их название и разделить для переноса (10 слов).

 

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Добавить комментарий
Mail.ru counter