Конспект урока чтения 2 класс: Чудесный клад (молдавская народная сказка)

Автор: Умерова Мелиха Зиадиновна, Новосёловская ОШ, р. Крым, с. Новосёловка, учитель начальных классов

 

Цель: познакомить учащихся со сказкой «Чудесный клад»; учить составлять план; обогащать словарный запас; развивать технику чтения, умение искать поучительный смысл; воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к труду. 

Ход урока

I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания

1) Чтение по ролям С. Гарина «Прозрачный слоник».

Беседа.

- Какой подарок из Донбасса собирался привезти папа девочке?

- Какой подарок он привёз?

- Найдите и прочитайте, как девочка определяла, из чего сделан слоник.

- Откуда в донецких шахтах взялась соль?

2) Пересказ отрывка из рассказа об образовании каменной соли.

3) Выставка рисунков учащихся.

- С какой картиной познакомились на прошлом уроке?

- Кто её автор?

- Какие царевны подземного царства изображены на картине?

- Какую царевну нарисовали вы? расскажите о ней?

4) Сообщение учителя.

- У нас в Украине существует прекрасный обычай: самых дорогих и желанных гостей встречай хлебом-солью.

- Какую примету, связанную с солью, вы знаете? (Если рассыпать соль – быть ссоре.)

Соль необходима в жизни человека. Её употребляют в пищу, но делать это надо только в разумных, небольших количествах. Сегодня купить соль можно в любом магазине, раньше люди не имели такой возможности. Её ценили на вес золото. И когда соль рассыпали, то возникал скандал. Поэтому и сохранилась примета о рассыпанной соли.

5) Сообщения учащихся о других полезных ископаемых Украины.

Нефть

Нефть – маслянистая тёмно-бурая жидкость. На бумаге она оставляет жирное пятно. Легче воды. Если налить в стакан немного воды и нефти, то внизу будет вода, а сверху – нефть. Нефть горит коптящим пламенем, выделяет больше тепла, чем каменный уголь.

Нефть образовалась очень давно, преимущественно на морском дне. Из нефти делают пластмассу, резину, ткани, краски, лекарства, используют как топливо. У нас в Украине нефть добывают вблизи Карпатских гор. 

Природный газ.

Бесцветен, с едва уловимым запахом. Легче воздуха, от огня вспыхивает и горит синеватым пламенем. Во время горения выделяет много тепла. Залегает глубоко в земле. Чтобы его добыть, бурят скважины. В них опускают металлические трубы. По этим трубам газ поднимается, и его отводят в газопроводы. Природным газом мы ежедневно пользуется в быту. Из него делают резину, пластмассы. Залежи природного газа имеются в Сумской и Харьковской областях, в частности Шебелинское месторождение.

6) Подведение итога проверки домашнего задания.

II. Мотивация учебной деятельности.

Работа над скороговоркой.

На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лера-забияка

Снова в реку бросил рака.

Дидактическая игра «Пирамида» (в полной версии)

Беседа.

- Мы много говорили о полезных ископаемых. Что нужно сделать человеку, чтобы добыть полезные ископаемые? (Потрудиться, приложить умение.)

- Чем живёт человек?

Игра «Отгадай пословицу по двум словам».

а) Руки, скуки. (Умелые руки не знают скуки.)

б) Кормит, портит. (Труд кормит, а лень портит.)

в) Труда, пруда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Работа над пословицами.

Без хозяина –  земля круглая сирота.

Земелька чёрная, а хлебец белый родит.

Земля заботу любит.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Земля – кормилица.

Земля не уродит – никто не наградит.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

- Как вы понимаете пословицы?

III. Сообщение темы и задач урока.

На уроке будем читать молдавскую народную сказку «Чудесный клад», составим план этой сказки.

IV. Восприятие и осознание нового материала

Комбинированное чтение молдавской народной сказки «Чудесный клад».

Лексическая работа по учебнику с. 89.

- Какие слова непонятны в сказке?

Чтение сказки по частям. Составление плана.

I часть. «Жужжащее» чтение первой части сказки учениками.

- Используя текст сказки, дополните предложения подходящими словами.

- О чём спрашивали соседи сыновей?

- Что отвечали им на это сыновья?

- Придумайте заглавие к первой части.

План

1. Отец работал, а сыновья бездельничали.

2. Старик заболел от горя.

3. Открытая тайна.

4. Клад не нашла.

5. Вместо горшка с золотом – камень.

6. Посадили братья виноград.

7. Драгоценный клад.

II часть. Чтение шёпотом.

- Почему отец не мог работать?

- Что произошло с садом?

 - Отчего заболел старик?

- Озаглавьте эту часть сказки.

III часть. Чтение по ролям.

- Как вы понимаете выражения: сжались у сыновей сердца, работать не покладая рук?

- Прочитайте, какую тайну открыл отец сыновьям.

- Какое заглавие дадите этой части?

IV часть. Коллективное чтение.

- Прочитайте, как трудились сыновья.

- Как озаглавили четвёртую часть

V часть. Чтение вслух.

- Что предложил младший брат?

 - Удалось ли им на этот раз найти горшок с золотом?

 - Что нашли вместо него?

 - Озаглавьте данную часть сказки.

VI часть. Самостоятельное чтение про себя.

 - Что решили братья сделать с камнем?

 - Как они трудились на этот раз? Прочитайте.

- Что посадили братья на пышной и мягкой земле?

 - Как озаглавите эту часть сказки?

VII часть. Чтение «цепочкой».

Поработайте в парах по карточкам. Дополните предложения нужными словами.

Карточка 1

а) Человек был … и … (старательный и трудолюбивый).

б) Работал с … до … (раннего утра до позднего вечера).

в) Сыновья были …, …, …, а работать … … (рослые, красивые, сильные, а работать не хотели).

г) Отец …, а … сыновья … (трудился, сидели).

Карточка 2

1. Разросся … да … виноградник (большой, хороший).

2. Созрели …, гроздья (сочные, сладкие).

3. Собрали братья … урожай (богатый).

4. Оставили … … …, а остальное … (себе сколько нужно, продали).

- Прочитайте, что сказал старший брат.

- Придумайте заглавие к последней части сказки.

Работа над пословицами с. 91 учебника.

- Прочитайте пословицы.

- Соответствуют ли они содержанию сказки?

V. Закрепление и осмысление знаний.

Беседа.

- Какой клад искали братья?

- Как вы думаете, какой драгоценный клад они нашли?

Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, в котором сказано, какой урожай даёт хорошо обработанная земля.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Чтение стихотворения В. Викторова «Два брата».

За домом едва пожелтела трава,

два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

другой – засучив рукава.

Лексическая работа.

- Как понимаете выражения: трудиться спустя рукава и засучив рукава?

Эти выражения зародились в те далёкие времена, когда носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Беседа.

- Какими были сыновья в начале сказки?

- Как они трудились, чтобы получить богатый урожай винограда? Ответьте словами из стихотворения В. Викторова.

VII. Итог урока.

- Какие пословицы о труде вы запомнили?

- Чему учит сказка?

VIII. Домашнее задание.

Пересказать сказку по плану, нарисовать иллюстрацию к сказке. 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter