Конспект урока русского языка 5 класс: Буквы А и О в корне ЛАГ - ЛОЖ

Автор: Цейтлин Марина Самуиловна, учитель русского языка и литературы, БОУ «COШ № 129», г. Омск.

 

Цель:

1. Познакомить учащихся  с правилом правописания чередующихся гласных в корне  - лаг - лож .

2. Формировать умение находить слово с данной орфограммой и формулировать правило.

3. Совершенствовать учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные навыки.

Ход урока

 

1. Оргмомент. Сообщение темы урока и его целей.

2. Повторение орфографии.

Группа А (элементарный уровень). Проверка домашнего задания. Комментирование.

Задание: записать словосочетания, вставив пропущенные буквы. Указать морфему, в которой пропущена буква.

Ра..ставить книги, (з/с)жечь мусор, бе(з/с)вкусное яблоко, п..красить (з/с)дание, ра…шитое полотенце.

 

Группа Б (базовый уровень)

Задание: найти «третье лишнее» слово.

1. Ра(с, сс)читать, ра(с, сс)писать, ра(с, сс)смотреть.

2. …делать, …дешний, …жёг.

3. Бе(з,зз)вёздный, бе(з, зз)вучный, бе(з,зз)граничный.

4. И…порченный, во…хваление, вз…дрогнуть.

Группа В (повышенный уровень)

Задание: распределить слова в 2 столбика: 1 – буквы З/С, 2 – проверяемая гласная в корне слова. Один ученик работает у доски.

Ра(с,сс)писать, зач..стили (дожди), …дешний, огл...нулся, сл..гаемое,  бе(з,зз)граничный, пол…скать (горло), вз…дрогнуть.

- Вторая группа может проверить свою работу по записи, сделанной на доске.

-  Какое слово 3 группы не вошло ни в один столбик?

 

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над языковым материалом. (таблица)

Работа с учебником: параграф 84 (чтение правила)

 

4. Закрепление.

- Комментированное письмо по учебнику: упр.447

- Лексическая работа. Задание: объясните значение фразеологических оборотов.

Пол..жить зубы на полку –

Пол..жить на обе лопатки –

Пол…жа руку на сердце  -

Войти в пол…жение -    .

Повторение терминов. Задание: среди слов с корнем –лаг - лож – есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. (слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение)

- Работа над культурой речи. Ученики наблюдают за действиями учителя и составляют предложения.

Я кладу учебник на стол. ( Что я делаю?)

Я положила учебник на стол. (Что я сделала?)

Нет  глаголов без приставок с корнем -лаг-лож-, Правильно говорить: «Кладу книгу, но положу книгу на стол». Исключение: Я ложусь спать.

 

5. Рефлексия. 

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему научились?

Оцените свои знания. Как вы думаете, какую оценку вы получите, выполняя проверочную работу. Поставьте её на полях тетради.

 

6. Проверочная работа.

 

1

о

 

о

2

 

о

 

3

о

 

о

4

 

о

 

5

о

 

о

 

1. Сложение, предлагать, положение,

2. Излагать, проложить, возлагать.

3. Предложение, налагать, слагать.

4. Прилагать, уложить, отложить.

5. Разложить, слагаемые, расположение.

 

7. Итог урока. Домашнее задание:  пар. 84, упр. 449.

 

Дополнительно.

Предложение -  представить (приставка)

                            Сложить (корень)

                            Умножение (суффикс)

                             В окне (окончание).

 

Прилагать -   пригород (приставка)

                        Слагаемое (суффикс)

                        Играть (суффиксы).

 

Скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter