Конспект урока математики 5 класс: Меньше или больше

Автор: Денисова Ирина Владимировна, МБОУ СОШ №14, Нижегородская область, г.Арзамас, учитель математики

Конспект урока с презентацией для учащихся 5 класса

Базовый учебник: Математика 5 класс. В.Я. Виленкин, В.И. Жохов М.: Мнемозина, 2011 г

Цель урока: научить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде неравенства, читать и записывать двойные неравенства.

Задачи:

Обучающие:

-  формирование умений сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр;

- научить записывать результат сравнения в виде неравенства, применяя знаки < (меньше) и > (больше), читать и записывать двойные неравенства.

Развивающие:

- развитие математической речи (устной и письменной), устойчивости внимания, логического мышления, познавательной активности учащихся.

Воспитательные:

- обеспечить нравственное становление учащихся (умение слушать одноклассников, уважение чужого мнения, культура поведения).

Тип урока:урок закрепления знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска или проектор и экран, презентация «Меньше или больше».

План урока

1. Организационный момент.                                                            1 мин.

2. Устный счет                                                                             10 мин.

3. Сообщение темы урока                                                                3 мин.

4. Работа по теме урока                                                                  13 мин.

5. Физкультминутка                                                                        1 мин.

6. Работа по учебнику                                                                     12 мин.

7.  Работа над задачей

8. Самостоятельная работа                                                                3 мин.

9. Домашнее задание.                                                                      1 мин.

10. Подведение итогов урока                                                             1 мин.

 

Ход урока   

I. Организационный момент. (1 мин)

Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка подготовки к уроку, проверка отсутствующих.

II. Устный счёт. (10 мин)

1. Индивидуальная работа (на месте по карточкам)

Карточка №1

Выразите:

а) в сантиметрах: 20 дм 2 см;

б) в метрах: 8500 км 5 м;

в) в дециметрах и сантиметрах: 3858 см;

г) в миллиметрах: 60 см 5 мм;

д) в метрах и сантиметрах: 4529 см.

Ответ:

а) 20 дм 2 см = 202 см

б) 8500 км 5 м = 8 500 005 м

в) 3858 см = 3000 см + 800 см + 50 см + 8 см = 300 дм + 80 дм + 5 дм + 8 см = 385 дм 8 см

г) 60 см 5 мм = 600 мм + 5 мм = 605 мм

д) 4529 см = 4000 см + 500 см + 29 см = 40 м + 5 м + 29 см = 45 м 29 см

 

Карточка №2

Выразите:

а) в сантиметрах: 7 м 67 дм;

б) в метрах: 88 км 5 м;

в) в дециметрах и сантиметрах: 5698 см;

г) в миллиметрах: 76 дм 67 см;

д) в километрах, метрах и сантиметрах: 7040520 мм.

Ответ:

а) 7 м 67 дм = 700 см + 670 см  = 1370 см

б) 88 км 5 м = 88 000 м + 5 м = 88 005 м

в) 5698 см = 5000 см + 600 см + 90 см + 8 см = 500 дм + 60 дм + 9 дм + 8 см = 569 дм 8 см

г) 76 дм 67 см = 7 600 мм + 670 мм = 7667 мм

д) 7040520 мм = 7 000 000 мм + 40 000 мм + 500 мм + 20 мм = 7 км + 40 м + 50 см + 2 см = 7 км 40 м 52 см

 

Карточка №3

Выразите килограммах:

а) 3 т 43 кг

б) 15 т 6 ц =

в) 30 ц 3 кг =

г) 15 т 5 ц 17 кг =

д) 30 т 20 ц 7 кг =

е) 1 т 6 ц 22 кг =

Ответ:

а) 3 т 43 кг = 3 043 кг

б) 15 т 6 ц = 15 600 кг

в) 30 ц 3 кг = 3003 кг

г) 15 т 5 ц 17 кг = 15 517 кг

д) 30 т 20 ц 7 кг = 32 007 кг

е) 1 т 6 ц 22 кг = 1 622 кг

 

Карточка №4

Выразите в граммах:

а) 55 кг =

б) 3 кг 6 г =

в) 1 ц 3 кг =

г) 5 ц 17 кг 357 г =

д) 1 т 7 ц 7 кг =

е) 7 ц 7 кг 63 г =

Ответ:

а) 55 кг = 55 000 г

б) 3 кг 6 г = 3006 г

в) 1 ц 3 кг = 103 000 г

г) 5 ц 17 кг 357 г = 517 357 г

д) 1 т 7 ц 7 кг = 1 707 000 г

е) 7 ц 7 кг 63 г = 707 063 г 

 

2. Индивидуальная работа (у доски по карточкам)

Задание 1. В каждой группе подчеркни ту точку, которая лежит левее.

А(64)                               В(61)                             С(16)

К(41)                               Е(14)                              Р(40)

М(6)                                У(2)                                Д(12)

Задание 2. В каждой группе подчеркни ту точку, которая лежит правее всех.

Е(76)                             О(56)                             К(87)

Р(32)                             А(23)                              В(31)

М(61)                            Т(16)                             С(45)

 

3.  Работа с классом.

1) Запишите в тетради числами: Слайд №1

—  Триста пятнадцать миллионов восемь тысяч шестьсот; (35 008 600)

—  Шестьсот три миллиона шестьдесят тысяч двадцать; (603 060 020)

—  Два миллиарда семь миллионов сорок пять; (2 00 7000 045)

—  Пятьдесят миллионов сорок восемь тысяч шесть; (50 048 006)

—  Девять миллионов девяносто девять тысяч девять. (9 099 009)

2) Действия с натуральными числами Слайд №2

3) Сравнение натуральных чисел Слайд №3

54 < 55

12 544 > 12534

20 011 125 < 20 100 052

2 374 > 2 365

65 934 > 62 156

4) Назовите все числа, которые лежат между данными числами:  Слайд №3

5) Коллективная проверка индивидуальной работы.

III. Сообщение темы урока. (3 мин)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работать по теме «Меньше или больше». Цель нашего урока научиться сравнивать числа, записывать и читать неравенства.

- Какая из точек лежит на координатном луче левее, а какая  - правее? Правило!

- Какие знаки сравнения вы знаете?

- В виде чего записывают результат сравнения двух чисел?

- Как читают двойное неравенство?

- Приведите примеры двойного неравенства.

IV. Работа по теме урока. (13 мин)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

(Тема урока и основные понятия пишутся учителем на доске, а учащимися в тетради.) Слайд №4 (Классная работа «Меньше или больше») (Урок сопровождается показом презентации)

1. Прочитайте двойные неравенства.  Слайд №5

13 < 17 < 43

56 < 57 < 70

4 < 5 < 6

100 < 200 < 300

44 < 45 < 48

2. Напишите вместо * знак больше или меньше так, чтобы было верное неравенство Слайд №6

204  <  2004;

554  >  1;

0  < 412;

8269  <  8271;

18 324 921  >  18 324 847;

69 398 801  <  69 398 810;

6 756 540 623  <  6 756 540 633 

3. Вместо звездочки поставьте цифру так, чтобы неравенство было верным. Слайд №7

617* < 6171;

3454 > 34*9;

3128 < 312*;

2785 < 27*0.

Поясните свой выбор.

4. Запишите в тетрадь все натуральные числа, которые на координатном луче находятся между числами 894 и 901. Слайд №8

5. Запишите пятизначное число, которое больше 99988 и оканчивается

цифрой 6. (99996) Слайд №8

6. Запиши числа в виде двойного неравенства Слайд №9

Длина реки Волга - 3520 км.

Дона - 1870 км.

Дуная - 2850 км.

Ответ: 1870 < 2850 < 3520                                                               

7. В числах стерли несколько цифр, а вместо них поставили звездочки. Сравните эти числа: Слайд №10

63*** и 61***

28* и 1***

**1 и 99*

Объясните свое решение.

 

V. Физкультминутка. (1 мин) Слайд №1

VI. Работа по учебнику. (12 мин) Слайд №12

Учебник стр. №148, №149 (письменно); № 150 (устно); №152, №153 (письменно); №155, №156 (устно); №158 (письменно).

1. Стр. 29, №148

18 > 0

74 > 23

174 > 147

11 871 > 11 859

2 613 008 > 2 613 001

6 756 540 633 > 6 756 540 623

2. Стр. 29, №149 (самостоятельно)

а) 71 *** < 75 ***

б) *3*** > *8*

3. Стр. 29, №150

 - Как называются эти записи?

 - Как читаются двойные неравенства?

 - Прочитайте.

а) 17 < 18 < 20 – 18 больше 17, но меньше 20;

б) 346 < 358 < 400 – 358 больше 346, но меньше 400.

4. Стр. 29, №152

а) 5 < 10 < 15;

б) 8 < 11 < 18;

в) 21 < 28 < 45.

 - Прочитайте двойные неравенства.

 - Придумайте свое задание с двойным неравенством.

5. Стр. 29, №153

 - Прочитайте задание.

 - Сколько координатных лучей надо начертить?

6. Стр. 29, №155

а) Гришин – 123; Антонов – 124; Воронина – 127; Борисов – 135; Демина – 136; Ермилова – 141;

б) Ермилова – 141; Демина – 136; Борисов – 135; Воронина – 127; Антонов – 124; Гришин – 123.

7. Стр. 29, №156

а) 341 + 569 = 910 верно;

б) 25 * 42 = 10500 неверно [1050];

в) 192 : 32 = 38 – 32 верно [6 = 6];

г) 98 * 57 = 23790 : 78 неверно [5586 ¹ 305];

д) 23 * 27 < 630 верно [621];

е) 1288 : 56 > 40 неверно [23].

8. Стр. 29, №158

 

VII. Работа над задачей.

Учебник стр.30 №164

 - Прочитайте задачу.

 - Что требуется узнать в задаче?

 - Что нужно знать для того, чтобы узнать производительность каждого рабочего?

 - Можно ли узнать время работы?

 - Что можно узнать, зная всю работу и время?

 - Составьте план решения.

 - Решите задачу.

1) 10 – 2 = 8 (ч.) – время работы

2) 1248 ; 8 = 156 (д.) – 13 рабочих в час

3) 156 : 13 = 12 (д.) – производительность одного рабочего.

или

Учебник стр.31 №166

1. 1)84 : 12  = 7 ч. – ехал велосипедист из лагеря в город

    2) 84 : 14 = 6 ч. – ехал велосипедист из города в лагерь

    3) 7 – 6 = 1 ч. – на столько больше затратил велосипедист на пути в город, чем из города в лагерь

Ответ: на 1 час.

  1. 1) 48 : 16 = 3 ч. – ехал от дома до районного центра

    2) 48 : 12 = 4 ч. – затратил на обратный путь

    3) 4 – 3 = 1 ч. – на столько больше затратил времени велосипедист на обратный путь.

Ответ: на 1 час

 

VIII. Самостоятельная работа. (3 мин)

Слайды №13

Сравните:

Вариант I

329 > 291

878 < 887

60 203 > 60 023

53 455 < 54 355

 

Вариант II

989 < 998

5028 > 5027

474 747 < 477 477

581 581 < 585 118

 

IX. Домашнее задание. (1 мин)

Слайд №14 Стр. 31 № 173, № 174; стр. 32, № 179 (письменно). (Прокомментировать задания)

Ответы:

№173

9981 < 9991

№174

А(18); В(47); С(62); D(87)

№179

1) 80 : 5 = 16 км/ч – скорость всадника

2) 16 + 24 = 40 км/ч – скорость мотоциклиста

3) 80 : 40 = 2 ч. – затратит на этот путь мотоциклист.

 

X. Подведение итогов уроков. (1 мин)

Учитель:

- Объясните, как читают двойные неравенства.

- Как сравнить числа с одинаковым количеством знаков?

Что вас заинтересовало сегодня на уроке?

Учитель анализирует урок, подводит итоги, объявляет оценки. 

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за урок! 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter