Конспект урока: Стихотворения в прозе. Тургенев И.С. 5 класс

Автор: Ситникова Виктория Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №7", г. Алексеевки Белгородской области

 

Конспект урока литературы представлен в виде технологической карты по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе».

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников. Конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.

Цель  урока: Знакомство с литературным понятием « стихотворения  в прозе», обучение учащихся элементам анализа стихотворений, умению выражать чувства и объяснять переживания лирического героя.

Задачи:

обучающие:  формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;

формирование навыков аналитической работы с текстом;

развивающие:  развитие коммуникативной компетенции учащихся;              

развитие аналитических умений и навыков,   развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие:  воспитание интереса к русскому языку, классической литературе, воспитание нравственных качеств учащихся.

Тип урока: сообщение новых знаний и способов деятельности

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, выявлять признаки эпического в тексте, составлять план.

Формирование навыков лексической работы, работы с учебником, самостоятельной исследовательской работы

Умение самостоятельно определять объект изучения, структурировать материал, оценивать свою учебную деятельность, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 

Воспитание чувства уважительного отношения к русской ли­тературе, к русскому языку.

Решаемые учебные проблемы

 

Выявление художественной идеи стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык» и роли  образно-выразительных средств в стихотворениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стихотворение в прозе, художественная идея, образно-выразительные средства, смысловой центр повествования

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Визуализация информации

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по изучаемому вопросу 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Воробей». Беседа с обучающимися о том, является ли этот текст стихотворением и о том, каким ребята представляют себе рассказчика.

Глядя на портрет И.С.Тургенева, представленный на слайдовой презентации, и запись темы урока, ребята самостоятельно формулируют цели урока.

2) Беседа о  И.С.Тургеневе,  обучающиеся отмечают, какие особенности характера и творчества писателя отражают представленные на слайдовой презентации цитаты:

«Главное в нём – правдивость» (Л.Н.Толстой).

«Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он написал, и не было, но когда он написал их, они появились». (А.П.Чехов).

«В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который также, как и все люди, достоин иметь человеческие права». (М.И.Калинин).

«В теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева». (Н.В.Гоголь).

На основе беседы школьники индивидуально составляют клайстер к слову Тургенев. Например:

Тургенев-

справедливый и  талантливый,

пробуждает, вдохновляет, заставляет задуматься,

любит родную природу,

писатель.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Активизация деятельности учащихся

Обращение к учебнику, чтение материалов о стихотворении в прозе, составление плана прочитанного (работа в парах). Ребята анализируют свою работу, сравнивая свой план с образцом, представленным на слайдовой презентации:

1. Отсутствие ритма и рифмы.

2. Членение текста на небольшие абзацы.

3. Обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений.

Учитель просит ребят объяснить лексическое значение слов: благоговеть, тягостный, раздумья, отчаяние, поддержка, опора (работа со словарём)

Этап 3 Практикум, проверка полученных результатов

Исследовательская работа с текстом «Воробей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование собственной позиции

Задание: Проследить, насколько точно и полно отражается в стихотворении  поведение собаки, птенца и старого воробья. Выписать ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов.

1 вариант Собака 

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

2  вариант Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

3  вариант  Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, иска­женный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он зами­рал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

- Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки?

-   Почему рассказчик называет птенца детищем?

-   Какие эпитеты обычно можно встретить рядом со словом детище!

-   Как описаны действия старого воробья?

-   Как реагирует Трезор на происходящее?

Найдите в тексте слово, передающее чувства автора.

-  Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе «Воробей?»

Найдите предложение, являющееся смысловым центром повествования. С помощью какого приёма автор подчёркивает смысл фразы?

-  О какой любви говорит писатель?

Задание: Прочитайте самостоятельно стихотворение «Русский язык» и выпишите из текста  эпитеты, соотнесенные с понятием «pyccкий язык». Объясните их значение.

-  Почему для автора язык является надежной поддержкой и опорой?

-  Прочитайте выразительно предложение, содержащее утверждение в форме вопроса. Какое образно-выразительное средство использует автор? Зачем?

Выразительное чтение последнего предложения.

- Каково движение чувств автора, нашедших отражение в стихотворении?

 Обращение к цитатам писателей о русском языке: высказывания  М.В. Ломоносова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Толстова, А.А.Ахматовой

(Слайдовая презентация)

- В чём видели значение русского языка писатели? ( Каждый ученик заканчивает предложения:

Значение русского языка писатели видели в …

Любить русский язык – значит…)

Этап 4.  Подведение итогов урока, домашнее задание.

Целостное обобщение полученной информации

 

 

 

 

 

   Домашнее задание

Подведение итогов, запись ответа на вопросы в тетрадь.

 - Какие вопросы, волновавшие писателя, нашли отражение в «Стихотворениях в прозе»?

- Что нового я узнал (а) о Тургеневе - писателе и человеке?

Самооценка работы на уроке (план самооценки на слайде презентации), комментарии учителя.

 

Выучить стихотворение наизусть, индивидуальные задания: подготовить сообщение о  дружбе Н.А.Некрасова с крестьянскими детьми, подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Владимирка» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter